О признании договора куплипродажи земельного участка недействительным, применеие последствий недей



Судья: Курмаева А.Х. гр. дело №33-9270/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 сентября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Ермаковой Е.И.,

Судей: Калинниковой О.А., Сокол Т.Б.,

при секретаре Бестаевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Поповой Л.В. – Давидяна Ю.С., а также кассационным жалобам Беззубова Е.В., Щербакова В.Б. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 21 июля 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Поповой Л.В. к Назарову А.С., Гагарину Ю.А., Министерству имущественных отношений Самарской области отказать в полном объеме».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представитель Поповой Л.В. – Давидяна Ю.С. (по доверенности) и представителя Щербакова В.Б. и Беззубова Е.В. – Федякиной О.В. (по доверенностям), поддержавших доводы своих кассационных жалоб, возражения на жалобу представителя Назарова А.С. – Маношина С.С. (по доверенности) и представителя Министерства имущественных отношений Самарской области – Авериной Л.В. (по доверенности), судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Попова Л.В. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области, Назарову А.С., Гагарину Ю.А. о признании договора купли-продажи земельного участка ничтожным и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

В обоснование заявленных требований указала, что 29.04.09 г. она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул.Советской Армии, участок б/н, прилегающий к участку № 252, для садоводства, приобщив пакет документов, подтверждающих точное месторасположение земельного участка и отсутствие прав третьих лиц на участок. На основании обращения Министерства и её заявления, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара принял распоряжение Номер обезличен от 11.02.10 г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 999,90 кв.м. по ул. Советской Армии, участок б/н, прилегающий к участку №252 в Октябрьском районе г.Самары для садоводства. Однако, ей стало известно, что спорный земельный участок Министерством имущественных отношений Самарской области был незаконно предоставлен Назарову А.С. на основании приказа Министерства Номер обезличен от 01.04.10 г., который обратился с заявлением о предоставлении участка значительно позже нее. Зарегистрировал право собственности, Назаров А.С. 21.04.10 г. заключил договор купли-продажи земельного участка с Гагариным Ю.А. Право собственности Гагарина А.С. на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке. Считает, что в результате незаконных действий Министерства имущественных отношений она была незаконно лишена права на приобретение в собственность земельного участка, в отношении которого ею была подана более ранняя заявка, чем Назаровым А.С., вследствие чего она имела преимущество на предоставление участка.

Ссылаясь на данные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, Попова Л.В. просила суд признать недействительным приказ Министерства имущественных отношений Самарской области Номер обезличен от 01.04.10 г. «О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.Самара, Октябрьский район, Третья Просека, участок б/н», вынесенный на основании заявления Назарова А.А.; признать недействительным в силу ничтожности заключенный между Назаровым А.А. и Гагариным Ю.А. договор купли-продажи земельного участка от 21.04.10 г., применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата Министерству имущественных отношений Самарской области спорного земельного участка; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и карто­графии Самарской области прекратить в Едином государственном реестре прав на недви­жимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственно­сти Назарова А.С. и Гагарина Ю.А. на спорный земельный участок, снять его с государственного кадастрового учета, исключив запись о нем из государственного кадастра недвижимости.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель Поповой Л.В. – Давидян Ю.С. просит отменить решение суда, считает его незаконным и необоснованным.

В своих кассационных жалобах Беззубов Е.В. и Щербаков В.Б. также просят отменить решение суда, ссылаясь на то, что принятым решением нарушены их права, однако, они не были привлечены судом к участию в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ч.1, ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В связи с вступлением в силу Закона Самарской области от 30.05.06 №45-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле», полномочия по распоряжению земельными участками в городском округе Самара, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, с 01.07.06 г. возложены на Министерство имущественных отношений.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.05 №94-ГД «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в частности, для садоводства.

Согласно п. 2.4 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06 г. № 74, в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее – схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.

Судом установлено, что 29.04.09 г. Попова Л.В. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка под садоводство, площадью 1000,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул.Советской Армий, участок б/н, прилегающий к участку № 252. К заявлению Поповой Л.В. был приложен необходимый пакет документов л.д. 121).

Установлено также, что 23.09.09 г. в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка под садоводство, площадью 1224,80 кв.м., расположенного по адресу: г.Самара, Октябрьский район, Третья просека, участок б/н обратился Назаров А.С., приложив необходимые документы л.д. 145).

По итогам рассмотрения представленных Министерством имущественных отношений в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара 09.10.09 г. л.д. 149) документов по заявлению Назарова А.С., Департамент не выявил каких-либо препятствий по утверждению схемы.

Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 03.11.09 г. Номер обезличен, вынесенным на основании обращения Министерства имущественных отношений Самарской области и заявления Назарова А.С., была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1224,60 кв.м. по Третьей просеке, участок без номера, в Октябрьском районе г.Самары, для садоводства, испрашиваемого Назаровым А.С. л.д. 88).

На основании направленного ранее 31.08.2009 года л.д. 136) обращения Министерства имущественных отношений Самарской области и заявления Поповой Л.В., распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара Номер обезличен об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 999,90 кв.м. по ул.Советской Армии, участок б/н, прилегающий к участку № 252 в Октябрьском районе г.Самары, для садоводства, было принято лишь 11.02.10 года л.д. 9).

В соответствии с п. 3.3 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06 г. № 74, после получения утвержденной уполномоченным органом местного самоуправления г.о. Самара схемы расположения земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета данного земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В двухнедельный срок с момента предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка, Министерство принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду.

Из материалов дела видно, что 03.12.2009 года Назаровым А.С. в Министерство имущественных отношений Самарской области был представлен кадастровый паспорт земельного участка и схема его расположения на кадастровой территории л.д. 156).

Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 01.04.10 г. Номер обезличен земельный участок для садоводства, общей площадью 1224,60 кв.м., кадастровый Номер обезличен расположенный по адресу г.Самара, Октябрьский район, Третья просека, участок б/н Назарову А.С. был предоставлен в собственность бесплатно л.д. 49).

Право собственности на данный участок Назаровым А.С. зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.04.10 г. л.д. 55).

Судом также установлено, что 21.04.10 г. между Назаровым А.С. и Гагариным Ю.А. был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка л.д. 36-37).

Право собственности Гагарина А.С. на земельный участок надлежащим образом зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.06.10 г. л.д. 57, 58).

Как следует из материалов дела, решением Управления Росреестра по Самарской области от 18.05.10 г. Поповой Л.В. отказано в постановке испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, в связи с пересечением его границ с границами земельного участка, кадастровый Номер обезличен, ранее предоставленного Назарову А.С. л.д. 196-199).

Согласно п. 2.2 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06 №74, в заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен позволять определить местоположение испрашиваемого земельного участка относительно однозначно понимаемого локального объекта местности, выбранного в качестве ориентира для установления местоположения земельного участка (улица, проезд, овраг, здание, остановка транспорта и т.п.), приблизительное расстояние до таких объектов, а также отображать конфигурацию испрашиваемого земельного участка.

Из материалов дела усматривается, что Попова Л.В. в своем заявлении в Министерство и плане-схеме местом расположения земельного участка указала: Октябрьский район, ул. Советской Армии, участок б/н, прилегающий к участку № 252, площадью 1000 кв.м.

Назаровым А.С. местоположение испрашиваемого земельного участка указано: г. Самара, Третья Просека, участок б/н, площадью 1224, 60 кв.м.

На основании п. 3.2. Порядка, при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 9 Закона Самарской области «О земле», с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка при прочих равных условиях принимается решение о предоставлении данного земельного участка лицу, подавшему заявление о предоставлении земельного участка первым.

Между тем, как правильно указал суд, в заявлениях Поповой Л.В. и Назарова А.С. о предоставлении им в собственность земельных участков, а также приложенных к ним схемах, описание местоположения земельных участков и их конфигурация не совпадали, площади участков также различны, в связи с чем основания для однозначного вывода об идентичности земельных участков отсутствовали.

Кроме того, не имелось и иных равных условий, свидетельствующих о наличии оснований к преимущественному предоставлению земельного участка Поповой Л.В., поскольку кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка Назаровым А.С. были выполнены значительно ранее Поповой Л.В., также ранее он обратился с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, получил кадастровый паспорт, который представил в Министерство имущественных отношений уже 03.12.2009 года, тогда как схема расположения земельного участка, испрашиваемого Поповой Л.В., была утверждена Департаментом строительства и архитектуры лишь 11.02.2010 года, а с заявлением о постановке участка на государственный кадастровый учет она обратилась только 04.05.2010 года, когда решение о предоставлении земельного участка Назарову А.С. Министерством имущественных отношений уже было принято, право собственности на участок оформлено и реализовано в порядке, установленном законодательством.

С жалобами на бездействие Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара при рассмотрении обращения Министерства имущественных отношений и ее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, Попова Л.В. не обращалась.

При этом действия Министерства имущественных отношений по Самарской области, связанные с изданием оспариваемого Поповой Л.В. приказа от 01.04.10 г. Номер обезличен о предоставлении в собственность Назарову А.С. земельного участка не противоречат положениям указанного выше п. 3.3 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара.

При таких обстоятельствах, давая оценку исследованным доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, правильно применяя и толкуя законодательство, регулирующее правоотношения сторон, суд законно и обоснованно отказал Поповой Л.В. в удовлетворении заявленных ею требований в полном объеме.

Доводы кассационной жалобы представителя Поповой Л.В. о неправильной оценке судом обстоятельств дела и исследованных доказательств, неправильном применении закона по вышеуказанным основаниям несостоятельны.

Доводы кассационной жалобы о наличии у Поповой Л.В. преимущественного права на предоставление земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Эти доводы являлись предметом исследования судом первой инстанции и по основаниям, изложенным в решении, правильно признаны необоснованными.

Доводы жалоб Беззубова Е.В. и Щербакова В.Б. о том, что принятым решением нарушены их права, как потенциальных собственников земельных участков, в связи с пересечением границ этих участков с участком, предоставленным ранее Назарову А.С., не могут быть учтены судебной коллегией, поскольку данные обстоятельства предметом исследования судом первой инстанции не являлись. Вопрос о правах Беззубова Е.В. и Щербакова В.Б. судом не разрешался, каких либо обязанностей принятым решением на них не возложено. При этом Беззубов Е.В. и Щербаков В.Б. не лишены права самостоятельно обратиться в суд с иском как к Министерству имущественных отношений по Самарской области, так и к Назарову А.С., в случае если считают, что их права нарушены.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 21 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы представителя Поповой Л.В. – Давидяна Ю.С., а также Беззубова Е.В. и Щербакова В.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: