Оспаривание решения окружной избирательной комиссии



Судья: Родомакин И.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

гр. дело № 33-10043

29 сентября 2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Гороховика А.С.

судей Кирюхиной Т.Н., Акининой О.А.

при секретаре Романовой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Ильина В.А. на решение Кировского районного суда г. Самары от 20.09.2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Ильина В.А. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа №29 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от Дата обезличена года Номер обезличен об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №29 Ильину В.А., а также обязании окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа №29 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировать Ильина В.А. кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №29 - отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кирюхиной Т.Н., объяснения представителя Ильина В.А. по доверенности от 15.09.2010г. – Богорадниковой О.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ильин В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа №29 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва, указав, что Дата обезличенаг. окружная избирательная комиссия Кировского одномандатного избирательного округа №29 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва (далее ОИК) приняла решение Номер обезличен об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №29 Ильину В.А. на основании п.5 ч.9 ст.38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей). Согласно данному решению рабочей группой с привлечением специалистов ЭКЦ ГУВД по Самарской области были проверены 100% представленных подписей (559 подписей), собранных в поддержку выдвижения кандидата. Проверкой установлено, что при оформлении подписных листов не соблюдены требования п.п. 11 ч.10 ст.37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». По мнению ОИК все 100% представленных заявителем подписей избирателей являются недействительными, так как подписные листы изготовлены с нарушением требований, установленных приложениями № 2 - № 6 к Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».

Ильин В.А. считает решение ОИК незаконным.

По мнению заявителя ОИК была нарушена процедура принятия решения, предусмотренная частями 14,15 ст.37 Закона Самарской области от 08.06.2006г. №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».

Так копии итогового протокола проверки подписных листов и ведомости проверки подписных листов были выданы ему только Дата обезличенаг. - в день их изготовления ОИК. Заседание же ОИК, на котором рассматривался вопрос о регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты, состоялось на следующий день - Дата обезличенаг. В силу требований закона копия итогового протокола проверки подписных листов и копия ведомости проверки подписных листов должны были быть выданы заявителю Дата обезличенаг.

В силу требований частей 14, 15 ст.37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», итоговый протокол проверки подписных листов и ведомости проверки подписных листов должны содержать основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными. Однако, кроме отметки «код «3» - «лист неустановленной формы», в графе «основания (причины) признания подписей недействительными» расшифровка сути и признаков нарушения норм действующего законодательства, повлекшие отказ в регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты, отсутствуют.

Заявителем Дата обезличенаг. в ОИК для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара было представлено 116 подписных листов с числом подписей 559 избирателей. Из них по результатам проверки рабочей группы ОИК и экспертизы, проведенной Отделом УФМС России по Самарской области в Кировском районе г.Самары и Экспертно-криминалистическим центром ГУВД Самарской области, только 6 подписей были признаны недействительными. Заявитель полагает, что представленные им подписные листы полностью соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ст.37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». В оспариваемом решении ОИК причины, послужившие основанием признания представленных заявителем подписных листов не соответствующими требованиям, установленным приложениями N 2 - N 6 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», не указаны.

Обжалуемое решение ОИК сформулировано таким образом, что фактически не содержит описания конкретного нарушения норм действующего законодательства, послужившего основанием для признания подписного листа «листом неустановленной формы» и, соответственно, основанием для отказа в регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара, что препятствует праву заявителя, предусмотренному действующим законодательством, на судебную защиту, так как заявитель не имеет возможности высказывать свои доводы и возражения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Соответственно, вышеуказанное решение нарушает конституционное право заявителя, закрепленное ч.2 ст.32 Конституции РФ, быть избранным в органы местного самоуправления РФ. Незаконный отказ в регистрации в качестве кандидата не только препятствует праву заявителя на равные условия проведения предвыборной агитации, но и ставит под угрозу возможность избрания заявителя депутатом Думы городского округа Самара по следующим причинам: а) эфирное время на каналах муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий предоставляется только зарегистрированным кандидатам (как платно, так и бесплатно); б) помещения для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний с избирателями, находящиеся в муниципальной собственности, также предоставляются только зарегистрированным кандидатам; в) равные условия оплаты услуг коммерческих организаций по изготовлению печатных агитационных материалов имеют только зарегистрированные кандидаты; г) зарегистрированным кандидатам, не позднее чем за 30 дней до дня голосования (т.е. не позднее 10 сентября 2010 года), органы местного самоуправления обязаны выделить специальные места для размещения печатных, агитационных материалов на территории каждого избирательного участка.

Ссылаясь на изложенное, Ильин В.А. просил суд признать незаконным и отменить Решение ОИК одномандатного избирательного округа № 29 от Дата обезличенаг. Номер обезличен об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу N29 Ильину В.А.; обязать ОИК зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 29.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе Ильин В.А. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч.1 ст.259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В силу ч.2 ст.261 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Согласно положениям ст.ст.37, 38 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.

В соответствии с п.8 ст.37 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ форма подписного листа устанавливается законом.

Согласно п.3 ст.38 названного Федерального закона, законом должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными.

В соответствии с подпунктом «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии со ст.25 Закона Самарской области от 08.06.2006г. №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Окружная избирательная комиссия. ..осуществляет регистрацию кандидатов.

Согласно ч.1 ст.34 Закона Самарской области от 08.06.2006г. №57-ГД, самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Согласно ч.1, ч.6 ст.36 Закона Самарской области от 08.06.2006г. «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

В силу ч.2 ст.36 названного Закона №57-ГД, количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего Закона, но не может быть менее десяти.

В соответствии со ст.37 Закона Самарской области №57-ГД от 08.06.2006г., если регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной. Недействительными подписями следует считать. .. все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N2 - N6 к настоящему Закону. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

Частью 5 ст.38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» установлено, что избирательная комиссия в течение десяти дней со дня представления документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата, списка кандидатов, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям федеральных законов, настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Из материалов дела усматривается, что Решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010г. №950 назначены выборы депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара на 10.10.2010г.

Судом установлено, что Ильин В.А. представил Дата обезличенаг. в ОИК Кировского одномандатного избирательного округа №29 документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва, в частности, 116 подписных листов, содержащих 559 подписей избирателей.

Таким образом, десятидневный срок, установленный для проверки соответствия порядка выдвижения кандидата, истекал Дата обезличенаг.

Дата обезличенаг. рабочей группой составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №29 Ильина В.А., в соответствии с которым из 559 проверенных рабочей группой подписей избирателей, на основании п. 11 ч.10 статьи 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» были признаны недействительными 559 подписей избирателей, то есть 100% подписей, собранных в поддержку выдвижения Ильина В.А., в связи с нарушениями правил оформления подписных листов, установленных законом Самарской области.

Дата обезличенаг. ОИК Кировского одномандатного избирательного округа №29 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва принято решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу №29 Ильину В.А. на основании пункта 5 части 9 статьи 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Суд правильно указал, что нормы избирательного законодательства относительно формы подписного листа носят императивный характер, устанавливают исчерпывающий перечень сведений о кандидате, которые должны находиться в подписном листе, поэтому изготовление подписного листа с нарушением формы, установленной Законом Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», является основанием для признания подписей, содержащихся в нем, недействительными, о чем прямо указано в п.11 ч.10 ст.37 названного Закона Самарской области.

В судебном заседании обозревались представленные ОИК подлинники подписных листов, переданных Ильиным В.А. в окружную избирательную комиссию для рассмотрения вопроса о регистрации его в качестве кандидата в депутаты.

При этом судом установлено, что все подписные листы в количестве 116 составлены с нарушением формы подписного листа, предусмотренной приложением №2 к Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», а именно: в подписных листах отсутствуют предусмотренные приложением №2 графы для указания сведений о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона).

Суд правильно указал, что поскольку подписные листы составлены с нарушением формы, предусмотренной законом, данное обстоятельство в силу п.11 ч. 10 статьи 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», является основанием для признания недействительными всех подписей в каждом подписном листе.

Суд обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя о том, что он не был уведомлен ОИК о нарушениях, допущенных при оформлении подписных листов, поскольку из итогового протокола проверки подписных листов следует, что 559 подписей из предоставленных 559 признаны недействительными в связи с тем, что подписной лист неустановленной формы л.д.9).

Форма подписного листа указана в приложении к Закону Самарской области от 08.06.2006г. №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».

Поскольку признание недействительными всех подписей, представленных заявителем в ОИК в свою поддержку как кандидата в депутаты, является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, наличие либо отсутствие надлежащего уведомления Ильина В.А. избирательной комиссией в двухдневный срок о дате и времени заседания ОИК не является основанием, в том числе предусмотренным избирательным законодательством, для признания обжалуемого решения ОИК от Дата обезличенаг. незаконным.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что решение окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа №29 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от Дата обезличенаг. Номер обезличен об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №29 Ильину В.А. является законным, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявления Ильина В.А.

Доводы кассационной жалобы Ильина В.А. были предметом судебного рассмотрения и получили в решении правильную оценку, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кировского районного суда г. Самары от 20 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ильина В.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: