Судья: Никонова О.И.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
гр. дело № 33-10001
29 сентября 2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Гороховика А.С.
судей Кирюхиной Т.Н., Акининой О.А.
при секретаре Романовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Максимовой О.А. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 20.09.2010 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Максимовой О.А. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №16 Промышленного района г.о. Самары по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва Максимовой О.А.» от Дата обезличена года Номер обезличен, об обязании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №16 Промышленного района г.о. Самары по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировать Максимову О.А. кандидатом - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кирюхиной Т.Н., объяснения Максимовой О.А. и ее представителя по устному ходатайству – Егоровой Н.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения председателя территориальной избирательной комиссии Промышленного района г.о. Самара Старцевой С.В. на доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Максимова О.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №16 Промышленного района г.о. Самара по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва, указав, что Дата обезличенаг. окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа №16 Промышленного района г.о. Самара по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва (далее ОИК) приняла решение Номер обезличен «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Промышленному одномандатному избирательному округу №16 Максимовой О.А.». Согласно данному решению рабочей группой с привлечением специалистов ЭКЦ ГУВД по Самарской области были проверены 100% представленных подписей (554 подписи), собранных в поддержку выдвижения кандидата. Проверкой установлено 100% недействительных подписей избирателей. В качестве основания (причины) признания подписей недействительными в итоговом протоколе указан код 3 – лист неустановленной формы, код 4 – нарушены требования о внесении сведений о кандидате.
На заседании ОИК Максимовой О.А. было разъяснено, что под листом неустановленной формы избирательная комиссия подразумевает отсутствие пустой строчки для сведений о судимости в подписном листе.
С данными выводами ОИК Максимова О.А. не согласна, поскольку, по ее мнению, в основу указанного решения был положен формальный признак - наличие пустых строк в подписном листе, а не реализация конституционных гарантий граждан РФ.
Максимова О.А. считает, что решение ОИК от Дата обезличенаг. Номер обезличен противоречит Конституции РФ (ч.2 ст.32) и международным актам о правах человека, так как фактически лишает её права быть избранным в органы местного самоуправления, а граждан, проживающих в соответствующем округе г.о. Самара, лишает права голосовать за любого из законно выдвинутых кандидатов, тем самым ограничивая свободу их волеизъявления по формальным основаниям (отсутствие пустых строк в подписном листе).
В соответствии с п.8 ст.37 Федерального Закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ №67) форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
Согласно п.6 ст.36 Закона Самарской области от 08.06.2006г. №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к указанному Закону. Таким образом, законодателем была установлена форма, а не бланк подписного листа.
Указанные нормы закона определяют форму подписных листов, исчерпывающий перечень обязательных сведений, подлежащих внесению в подписной лист, указания по способу их внесения.
Понятие «Форма подписного листа» законодательством не определена. При расширительном толковании под «формой подписного листа» можно понимать все, что угодно: наличие пустых граф и подстрочников, размеры листа, соотношение его сторон, шрифт надписей, расположение надписей, длину линий, количество строк и так далее. Иначе говоря, при расширительном толковании понятия «форма подписного листа» удовлетворение всех требование законодательства становится невозможным.
Таким образом, по мнению Максимовой О.А., трактуя употребленное в п.6 ст.36 Закона Самарской области №57-ГД понятие «форма подписного листа», следует исходить из требований, предъявляемых к содержимому подписного листа, установленному ФЗ №67-ФЗ, а также Закона Самарской области №57-ГД, учитывать относительное расположение граф в подписном листе и цели института сбора подписей. Учитывая все эти факторы, исходя из совокупного смысла норм, касающихся сбора подписей, следует признать, что под «формой подписного листа» подразумевается взаимное расположение установленной законом информации о выборах, кандидате, избирателях, сборщике подписей, а также заголовков и заверяющих надписей. Ни подстрочные надписи, ни длина и количество линий, ни необязательные для заполнения (а тем более - запрещенные для заполнения) пустые строки не являются элементами формы подписного листа в значении п.6 ст.36 Закона Самарской области №57-ГД, поскольку иная трактовка противоречит самим целям института сбора подписей, и предоставляет возможности для нарушения конституционного принципа свободы выборов.
Соответственно, к подписному листу предъявляются требования, реализующие цели института сбора подписей, в частности, требования о том, какие характеристики кандидата должен содержать подписной лист для того, чтобы избиратель, ознакомившись с ним, мог принять осознанное решение о поддержке или не поддержке выдвижения данного кандидата. Эти характеристики в полной мере присутствуют в подписных листах Максимовой О.А. Присутствие в подписных листах пустых строк не дополняет для избирателя информацию о кандидате.
При этом в силу п.9 ст.37 ФЗ №67, п.8 ст.36 Закона Самарской области №57-ГД, «Если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе».
Пустые строчки и подстрочные примечания не указаны в качестве необходимых в подписном листе данных, которые определяются п.п. 8, 9 ст.37 ФЗ №67, п.п. 6, 7 ст.36 Закона Самарской области №57-ГД.
Максимова О.А. полагает, что дополнительные сведения подлежат внесению в подписной лист лишь в случае, если они в действительности имеют место быть. Максимова О.А. не судима, поэтому данную информацию указывать в подписном листе не обязана.
Кроме того, в соответствии с пп.11 п.10 ст.37 Закона Самарской области №57-ГД недействительными подписями следует считать все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N2 - N6 к настоящему Закону, а не изготовленными не по форме.
В силу изложенного Максимова О.А. считает, что представленные ею подписные листы полностью соответствуют всем требованиям Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Самарской области от 08.06.2006г. №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», поэтому признавать недействительными 100 % представленных подписей избирателей оснований не имеется.
Кроме того, согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от Дата обезличенаг. признано недействительными по коду нарушения №13 (исправления в сведениях об избирателях) -10 подписей избирателей, по коду Номер обезличен (исправления в данных сборщика) – 5 подписей, по коду 18,19 – 48 подписей на основании справки Экспертно-криминалистического центра ГУВД по Самарской области, с чем Максимова О.А. также не согласна, признает недействительными 15 подписей избирателей, что не превышает 10%, предусмотренных п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Ссылаясь на указанное выше, Максимова О.А. просила суд признать решение ОИК одномандатного избирательного округа №16 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от Дата обезличенаг. Номер обезличен «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва Максимовой О.А.» незаконным; обязать ОИК одномандатного избирательного округа №16 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе Максимова О.А. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч.1 ст.259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В силу ч.2 ст.261 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Согласно положениям ст.ст.37, 38 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
В соответствии с п.8 ст.37 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ форма подписного листа устанавливается законом.
Согласно п.3 ст.38 названного Федерального закона, законом должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными.
В соответствии с подпунктом «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч.1, ч.6 ст.36 Закона Самарской области от 08.06.2006г. «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
В силу ч.2 ст.36 названного Закона №57-ГД, количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего Закона, но не может быть менее десяти.
В соответствии со ст.37 Закона Самарской области №57-ГД от 08.06.2006г., если регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной. Недействительными подписями следует считать. .. все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N2 - N6 к настоящему Закону. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Частью 5 ст.38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» установлено, что избирательная комиссия в течение десяти дней со дня представления документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата, списка кандидатов, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям федеральных законов, настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что Решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010г. №950 назначены выборы депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара на 10.10.2010г.
Судом установлено, что Максимова О.А. представила Дата обезличенаг. в ОИК одномандатного избирательного округа №16 документы, необходимые для регистрации ее кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва, в частности, 132 подписных листа, содержащих 554 подписи избирателей.
Таким образом, десятидневный срок, установленный для проверки соответствия порядка выдвижения кандидата, истекал Дата обезличенаг.
Дата обезличена года, в связи с возникшими сомнениями в достоверности некоторых подписей и действительности сведений о некоторых избирателях, ОИК направила запрос в Экспертно-криминалистический центр при ГУВД Самарской области о проверке подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Максимовой О.А. Ответ на указанный запрос был получен ОИК Дата обезличенаг.
Дата обезличенаг. рабочей группой составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Промышленному одномандатному избирательному округу №16 Максимовой О.А., в соответствии с которым из 554 проверенных рабочей группой подписей избирателей, на основании п. 11 ч.10 статьи 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (листы неустановленной формы, нарушение требования о внесении сведений о кандидате) было признано недействительными 554 подписи избирателей, то есть 100% подписей, собранных в поддержку выдвижения Максимовой О.А.
Кроме того, согласно итоговому протоколу недействительными были признаны 10 подписей - код нарушений 13 (исправления в сведениях об избирателях); 5 подписей - код нарушений 24 (исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей).
Также согласно справке ЭКЦ ГУВД Самарской области от Дата обезличенаг. Номер обезличен являются недействительными 48 подписей избирателей - код нарушения 19 (дата внесения подписи избирателя выполнена им не собственноручно).
Дата обезличена года Максимова О.А. получила итоговый протокол проверки подписных листов.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №16 Промышленного района г.о. Самара от Дата обезличена года Номер обезличен Максимовой О.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу Номер обезличен на основании п.5 ч.9 ст.38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей.
В судебном заседании обозревались представленные ОИК подлинники подписных листов, переданных заявителем в окружную избирательную комиссию для рассмотрения вопроса о регистрации ее в качестве кандидата в депутаты.
При этом судом установлено, что все подписные листы в количестве 132 составлены с нарушением формы подписного листа, предусмотренной приложением №2 к Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», а именно: в подписных листах отсутствуют предусмотренные приложением №2 графы для указания сведений о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона).
Доводы Максимовой О.А., о том, что отсутствие в подписных листах указанных выше граф, подстрочного текста и разлиновки, не является препятствием для правильного восприятия содержащейся в нем информации о кандидате (заявитель не судима, следовательно, не должна указывать данную информацию), суд обоснованно признал несостоятельными, поскольку выяснение степени восприятия и толкования сведений, содержащихся в подписных листах, нарушило бы принцип равенства всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к форме подписного листа, являющиеся обязательными для всех кандидатов. Форма подписного листа, не является произвольной, ее обязаны использовать все кандидаты, осуществляющие самовыдвижение на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, назначаемых в Самарской области. Данное требование закона носит императивный характер и альтернативных положений не содержит.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что все подписные листы в поддержку самовыдвижения кандидата Максимовой О.А. изготовлены с нарушением требований ч. 6 ст. 36 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в связи с чем все подписи избирателей, содержащиеся в данных подписных листах, считаются недействительными на основании п. 11 ч. 10 ст. 37 названного закона.
Судом также проверялись подписные листы на предмет наличия недостатков, указанных в итоговом протоколе проверки подписных листов, при этом было установлено, что не все указанные рабочей группой в итоговом протоколе недостатки имеют место быть.
Судом было установлено наличие нарушений в подписных листах по коду 24 -5 подписей, по коду 13 -4 подписи, итого 9 подписей.
Кроме того, согласно справке эксперта Номер обезличен от Дата обезличена года 48 подписей являются недействительными по коду нарушения 18,19, так как экспертом установлено, что дата внесения подписи избирателя выполнена им не собственноручно.
Принимая во внимание, что все подписные листы в поддержку самовыдвижения кандидата Максимовой О.А. являются недействительными в силу п. 11 ч. 10 ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», суд правильно указал, что не имеет правового значения оценка установленных окружной избирательной комиссией иных недостатков, обнаруженных в подписных листах №2,4,12,21,30,56,66,79, так как отсутствие либо наличие указанных окружной избирательной комиссией недостатков не может повлечь за собой признание решения об отказе в регистрации кандидата незаконным, при наличии самостоятельного основания для отказа в регистрации Максимовой О.А. - выявление 100% недействительных подписей в связи с нарушением формы подписного листа.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №16 Промышленного района г.о. Самара по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от Дата обезличенаг. Номер обезличен «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва Максимовой О.А.» является законным, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявления Максимовой О.А.
Доводы кассационной жалобы Максимовой О.А. были предметом судебного рассмотрения и получили в решении правильную оценку, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 20 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Максимовой О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: