Оспарвиание решения Управления Министерства юстиции



Судья Евдокименко А.А. дело 33-9905/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 сентября 2010 г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе

Председательствующего Шуликиной С.М.

Судей Желтышевой А.И., Шабаевой Е.И.

При секретаре Шмелевой Т.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 22.07.2010 г., которым постановлено:

« Заявление некоммерческой организации «Территориальное общественное самоуправление Номер обезличен Центрального района городского округа Тольятти» - удовлетворить - признать незаконным - решение в форме уведомления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области №03-17-192/10-0-1 от 30 марта 20]0 года об отказе в государственной регистрации «Территориального общественного самоуправления №16 Центрального района городского округа Тольятти» при создании и обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области -осуществить государственную регистрацию создания - некоммерческой организации «Территориальное общественное самоуправление Номер обезличен Центрального района городского округа Тольятти».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., объяснения представителя Управления министерства юстиции РФ по Самарской области Цыганова Р.Л., действующего по доверенности, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя ТОС №16 Ермолаевой Е.В., представителя мэрии г.о. Тольятти Жуковой О.В., действующей по доверенности, судебная коллегия

У с т а н о в и л а :

Некоммерческая организация «Территориальное общественное самоуправление №16 Центрального района городского округа Тольятти оспорила решение в форме уведомления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области №03-17-192/10-0-1 от 30 марта 2010 года об отказе в государственной регистрации «Территориального общественного самоуправления Номер обезличен Центрального района городского округа Тольятти» при создании.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что 12 января 2010 года состоялась конференция, на которой было принято решение о создании Территориального общественного самоуправления №16 в форме некоммерческой организации.

12 марта 2010 года заявитель обратился в Управление министерства юстиции РФ но Самарской области за регистрацией создания некоммерческой организации, в которой ему было отказано.

С данным отказом заявитель не согласен по следующим основаниям: по п. 1 - Устав Территориального общественного самоуправления содержит главу 2 «Цели, задачи, основные направления деятельности Территориального общественного самоуправления», которой раскрыты цели создания Территориального общественного самоуправления (п.2.1) и основные направления деятельности Территориального общественного самоуправления (п.2.3), которые и являются предметом деятельности Территориального общественного самоуправления. Тот факт, что в тексте Устава основные направления деятельности Территориального общественного самоуправления не названы буквально предметом деятельности не означает несоответствие его требованиям Закона.

Согласно ч.1 ст.24 Закона некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Предмет деятельности организации - это и есть осуществляемые ею виды деятельности или, в данном случае, основные направления деятельности Территориального общественного самоуправления, перечисленные в п.2.3 Устава.

Источники формирования имущества Территориального общественного самоуправления перечислены в главе 4 Устава, это:

собственные финансовые средства, добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, средства бюджета городского округа Тольятти (п.4.1), прибыль от осуществления предпринимательской деятельности по обслуживанию населения (п.4.8), иные не запрещенные законом поступления.

По пункту 2 - глава 3 Устава соответствует требованиям п. 3 ст.29 Закона. Досрочное прекращение полномочий исполнительных органов Территориального общественного самоуправления (Совета Территориального общественного самоуправления и председателя Совета Территориального общественного самоуправления) по решению высшего органа - конференции граждан — предусмотрено п.3.20, подп. «б» п.3.21, подп. «г» п.3.24 Устава Территориального общественного самоуправления. Согласно п.З ст.29 Закона к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится определение принципов формирования и использования ее имущества. В соответствии с указанной нормой Закона п.4.7 Устава Территориального общественного самоуправления содержит указание на то, что все вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом Территориального общественного самоуправления решаются конференцией граждан. В соответствии с п. 4.8 Устава Совет Территориального общественного самоуправления вправе осуществлять предпринимательскую деятельность по обслуживанию населения также, по решению конференции граждан. Таким образом, в данной части Устав также не противоречит требованиям законодательства РФ.

По пункту 3 - Закон в качестве основания для отказа в государственной регистрации предусматривает противоречие учредительных документов некоммерческой организации Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. К учредительным документам Территориального общественного самоуправления согласно ст. 14 Закона относится Устав Территориального общественного самоуправления протокол конференции граждан. Кроме того, в ст.23.1 Закона не содержится указания на противоречие учредительных документов муниципальным правовым актам, каковым является решение Думы г.о Тольятти от 21 ноября 2007 года №776 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти» (далее — Положение о Территориального общественного самоуправления). Соответственно, выявленное Управлением нарушение Положения о Территориальном общественном самоуправлении не может быть положено и основу отказа в государственной регистрации Территориального общественного самоуправления.

Аналогичное возражение но поводу нарушения нормы представительства, установленной Положением о Территориальном общественном самоуправлении, указанного в п.4 уведомления. В соответствии с ч.5 ст. 13.1 Закона для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляется; в том числе, решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов. Закон не содержит требования представить решение о наделении или не наделении некоммерческой организации статусом юридического лица. Само по себе утверждение конференцией граждан Устава Территориального общественного самоуправления, в котором указано на то, что Территориальное общественное самоуправление является юридическим лицом, уже означает принятие решения по данному вопросу. Утверждение Управления о том, что конференция граждан неправомочна в связи с нарушением норм представительства, установленных Положением о Территориальном общественном самоуправлении, выходит за рамки компетенции уполномоченного органа. Согласно п.5.1 ст. 13.1 Закона уполномоченный орган иди его территориальный орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, указанных в п.5 настоящей статьи. Закон не содержит такого основания для отказа в государственной регистрации как оформление необходимых для государственной регистрации документов в ненадлежащем порядке. Данная формулировка основания для отказа содержалась в Законе до 17 июля 2009 года, после чего была изменена. В настоящее время в соответствии с п.4 ч.1 ст.23.1 Закона в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано только в том случае, если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган. Если представленный уполномоченным лицом на государственную регистрацию пакет документов соответствовал перечню, указанному в п.5 ст. 13.1 Закона, то Управление не вправе отказывать в регистрации надом основании, что Устав оформлен ненадлежащим образом. Таким образом, заявитель полагает, что Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области необоснованно отказало в регистрации Территориальному общественному самоуправлению Номер обезличен. Н2 основании вышеизложенного заявитель просил суд признать незаконным оспариваемое решение и обязать Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области зарегистрировать Территориальное общественное самоуправление Номер обезличен Центрального района городского округа Тольятти.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области просит данное решение отменить, считая его неправильным.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются : неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемого решения возлагается на орган принявший оспариваемое решение.

В соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года Номер обезличенФЗ «О некоммерческих организациях» (в действующей редакции) в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям: 1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; 2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием; 3) если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан; 4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган; 5) если выступившее, в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии е пунктом 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона; 6) если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации; 7) если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения; 8) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1.1 настоящей статьи, то есть в случае не устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок, если представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, оформлены в ненадлежащем порядке, и государственным органом принималось решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, на срок не более чем на три месяца.

Из материалов дела видно, что оспариваемое решение принято Управлением юстиции РФ по Самарской области со ссылкой на п.п. 1 и 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Наличие указанных оснований, по мнению государственного органа, подтверждается следующими обстоятельствами:

1) в нарушении пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в уставе заявителя не определен предмет деятельности некоммерческой организации, а также источники формирования имущества организации;

2) в нарушении пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в уставе заявителя не определено, что решение по вопросам досрочного прекращения полномочий исполнительных органов организации, а также определение принципов формирования и использования ее имущества относится к исключительной компетенции Конференции граждан;

3) в нарушении пункта 48 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти, утвержденного Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 21 ноября 2007 года №776 в представленном на государственную регистрацию протоколе № 1 конференции граждан по организации и осуществлению «ТОС № 16 Центральною района городского округа Тольятти» отсутствуют сведения о принятии решения по вопросу о наделении или не наделении Организации статусом юридического лица;

4) в нарушении пункта 5 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти, утвержденного Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 21 ноября 2007 года №776 на учредительную конференцию должны были быть избраны 35 делегатов, однако как следует из протокола № 1 конференции граждан по организации и осуществлению «ТОС № 16 Центрального района городского округа Тольятти» фактически было избрано делегатов на конференцию 44 человека, поэтому госорган посчитал конференцию не правомочной, а соответствующий протокол недействительным, и пришел к выводу, что документы, необходимые для государственной регистрации, представлены не полностью.

Проверяя доводы Управления Министерства юстиции РФ по С\О, судом установлено, что:

1) доводы о том, что в Уставе заявителя в нарушении ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» отсутствует указание на предмет и цели деятельности некоммерческой организации и на источники формирования имущества не соответствуют действительности, т.к. в главе 2 Устава заявителя достаточно подробно расписаны и цели и предмет деятельности заявителя, а сам факт отсутствия в тексте указанной главы непосредственно словосочетания «предмет деятельности» не свидетельствует о несоответствие Устава законодательству и не лишает соответствующие положения Устава смысловой нагрузки.

В главе 4 Устава заявителя раскрыты источники формирования имущества заявителя;

2) не соответствует действительности также довод о несоответствии Устава требованиям ст. 29 ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» в части отсутствия в Уставе указания на то, что решение по вопросам досрочного прекращения полномочий исполнительных органов организации, а также определение принципов формирования и использования ее имущества относится к исключительной компетенции Конференции граждан, поскольку соответствующие положения в Уставе заявителя имеются (пункты 3,20, 3.21, 3.24, 4.7 и 4.8 Устава), а полномочиями на толкование положений устава регистратор не наделен и не вправе давать оценку возможному правоприменению указанных положений Устава заявителя;

3) необоснованны и доводы о нарушении заявителем пункта 48 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти, утвержденного Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 21 ноября 2007 года №776, в части отсутствия в протоколе №1 конференции граждан по организации и осуществлению «ТОС Номер обезличен Центрального района городского округа Тольятти» сведений о принятии решения по вопросу о наделении или не наделении организации статусом юридического лица, поскольку указание на наделение ТОС статусом юридического лица содержится в пункте 1.2 Устава заявителя, который утвержден конференцией (пункт 4 повестки дня), вместе с тем конференцией избран представитель уполномоченный представлять заявителя при государственной регистрации, что свидетельствует о том, что конференция приняла решение о наделение создаваемой организации статусом юридического лица;

Также судом установлено, что действительно при проведении конференции имело место формальное нарушение пункта 5 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти, утвержденного Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 21 ноября 2007 года №776 в части несоответствия количества делегатов нормам представительства установленным указанным положением (вместо 35 делегатов фактически в конференции принимало участие 44), однако суд находит, что указанное обстоятельство, не может свидетельствовать о полной ничтожности протокола № 1 конференции граждан по организации и осуществлению «ТОС Номер обезличен Центрального района городского округа Тольятти», а следовательно, и о не предоставлении указанного документа на регистрацию, поскольку превышение количества делегатов не коим образом не могло отразиться на результатах голосования, так как все решения были приняты единогласно 41 голосом «за» (три человека из числа имеющих право голосовать в голосовании участия не принимали).

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что представленные на регистрацию заявителем документы соответствуют действующему законодательству, в том числе и Положению о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти, утвержденному Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 21 ноября 2007 года №776, и документы были представлены в полном объеме необходимом для проведения государственной регистрации некоммерческой организации, то есть основания указанные в пунктах 1 и 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для отказа в проведении регистрации у государственного органа, чьи действия оспариваются, на момент принятия оспариваемого решения отсутствовали.

Доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо новых фактов и доказательств, а фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, что в соответствии со ст. 362 ГПК РФ не может служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

Нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального законодательства не допущено.

Руководствуясь ст. 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 22.07.2010 г. оставить без изменений, а кассационную жалобу Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи