Судья: Родомакин И.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
гр. дело № 33-10199
01 октября 2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Акининой О.А.
судей Кирюхиной Т.Н., Ефремовой Л.Н.
при секретаре Мякотиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Хромова С.А. на решение Кировского районного суда г. Самары от 22.09.2010 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Хромова С.А. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа №31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от Дата обезличенаг. Номер обезличен об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №31 Хромову С.А., а также обязании окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа №31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва 10 октября 2010 зарегистрировать Хромова С.А. кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №31 - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кирюхиной Т.Н., объяснения представителя Хромова С.А. по доверенности – адвоката Петрова В.Х., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Хромов С.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа №31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва, указав, что Дата обезличенаг. окружная избирательная комиссия Кировского одномандатного избирательного округа №31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва (далее ОИК) приняла решение Номер обезличен об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №31 Хромову С.А., выдвинутому в порядке самовыдвижения, на основании п.5 ч.9 ст.38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки). Согласно данному решению рабочей группой с привлечением специалистов ЭКЦ ГУВД по Самарской области были проверены 100% представленных подписей (545 подписей), собранных в поддержку выдвижения кандидата. Проверкой установлено, что при оформлении подписных листов не соблюдены требования п.п. 11 ч.10 ст.37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».
На заседании ОИК Хромову С.А. было разъяснено, что под листом неустановленной формы избирательная комиссия подразумевает отсутствие пустой строчки для сведений о судимости в подписном листе.
С данными выводами ОИК Хромов С.А. не согласен, поскольку, по его мнению, в основу указанного решения был положен формальный признак – отсутствие пустых строк в подписном листе, а не реализация конституционных гарантий граждан РФ.
Хромов С.А. считает, что решение ОИК от Дата обезличенаг. Номер обезличен противоречит Конституции РФ (ч.2 ст.32) и международным актам о правах человека, так как фактически лишает его права быть избранным в органы местного самоуправления, а граждан, проживающих в соответствующем округе г.о. Самара, лишает права голосовать за любого из законно выдвинутых кандидатов, тем самым ограничивая свободу их волеизъявления по формальным основаниям (отсутствие пустых строк в подписном листе).
В соответствии с п.8 ст.37 Федерального Закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ №67) форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
Согласно п.6 ст.36 Закона Самарской области от 08.06.2006г. №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к указанному Закону. Таким образом, законодателем была установлена форма, а не бланк подписного листа.
Указанные нормы закона определяют форму подписных листов, исчерпывающий перечень обязательных сведений, подлежащих внесению в подписной лист, указания по способу их внесения.
Понятие «Форма подписного листа» законодательством не определена. При расширительном толковании под «формой подписного листа» можно понимать все, что угодно: наличие пустых граф и подстрочников, размеры листа, соотношение его сторон, шрифт надписей, расположение надписей, длину линий, количество строк и так далее. Иначе говоря, при расширительном толковании понятия «форма подписного листа» удовлетворение всех требование законодательства становится невозможным.
Таким образом, по мнению Хромова С.А., трактуя употребленное в п.6 ст.36 Закона Самарской области №57-ГД понятие «форма подписного листа», следует исходить из требований, предъявляемых к содержимому подписного листа, установленных ФЗ №67-ФЗ, а также Закона Самарской области №57-ГД, учитывать относительное расположение граф в подписном листе и цели института сбора подписей. Учитывая все эти факторы, исходя из совокупного смысла норм, касающихся сбора подписей, следует признать, что под «формой подписного листа» подразумевается взаимное расположение установленной законом информации о выборах, кандидате, избирателях, сборщике подписей, а также заголовков и заверяющих надписей. Ни подстрочные надписи, ни длина и количество линий, ни необязательные для заполнения (а тем более - запрещенные для заполнения) пустые строки не являются элементами формы подписного листа в значении п.6 ст.36 Закона Самарской области №57-ГД, поскольку иная трактовка противоречит самим целям института сбора подписей, и предоставляет возможности для нарушения конституционного принципа свободы выборов.
Соответственно, к подписному листу предъявляются требования, реализующие цели института сбора подписей, в частности, требования о том, какие характеристики кандидата должен содержать подписной лист для того, чтобы избиратель, ознакомившись с ним, мог принять осознанное решение о поддержке или не поддержке выдвижения данного кандидата. Эти характеристики в полной мере присутствуют в подписных листах Хромова С.А. Присутствие в подписных листах пустых строк не дополняет для избирателя информацию о кандидате.
При этом в силу п.9 ст.37 ФЗ №67, п.8 ст.36 Закона Самарской области №57-ГД, «Если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе».
Пустые строчки и подстрочные примечания не указаны в качестве необходимых в подписном листе данных, которые определяются п.п. 8, 9 ст.37 ФЗ №67, п.п. 6, 7 ст.36 Закона Самарской области №57-ГД.
Хромов С.А. полагает, что дополнительные сведения подлежат внесению в подписной лист лишь в случае, если они в действительности имеют место быть. Он не судим, поэтому данную информацию указывать в подписном листе не обязан.
Кроме того, в соответствии с п.10 ст.37 Закона Самарской области №57-ГД недействительными подписями следует считать все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N2 - N6 к настоящему Закону, а не изготовленными не по форме.
Ссылаясь на то, что представленные им подписные листы полностью соответствуют всем требованиям Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Самарской области от 08.06.2006г. №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», поэтому признавать недействительными 100 % представленных подписей оснований не имеется, Хромов С.А. просил суд признать решение ОИК Кировского одномандатного избирательного округа №31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от Дата обезличенаг. Номер обезличен «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №31 Хромову С.А.» незаконным; обязать ОИК Кировского одномандатного избирательного округа №31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе Хромов С.А. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч.1 ст.259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В силу ч.2 ст.261 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Согласно положениям ст.ст.37, 38 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
В соответствии с п.8 ст.37 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ форма подписного листа устанавливается законом.
Согласно п.3 ст.38 названного Федерального закона, законом должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными.
В соответствии с подпунктом «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии со ст.25 Закона Самарской области от 08.06.2006г. №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Окружная избирательная комиссия. ..осуществляет регистрацию кандидатов.
Согласно ч.1 ст.34 Закона Самарской области от 08.06.2006г. №57-ГД, самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно ч.1, ч.6 ст.36 Закона Самарской области от 08.06.2006г. «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
В силу ч.2 ст.36 названного Закона №57-ГД, количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего Закона, но не может быть менее десяти.
В соответствии со ст.37 Закона Самарской области №57-ГД от 08.06.2006г., если регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной. Недействительными подписями следует считать. .. все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N2 - N6 к настоящему Закону. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Частью 5 ст.38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» установлено, что избирательная комиссия в течение десяти дней со дня представления документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата, списка кандидатов, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям федеральных законов, настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Из материалов дела усматривается, что Решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010г. №950 назначены выборы депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара на 10.10.2010г.
Судом установлено, что Дата обезличенаг. Хромов С.А. представил в ОИК Кировского одномандатного избирательного округа №31 документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва, в частности, 135 подписных листов, содержащих 545 подписей избирателей.
Дата обезличенаг. рабочей группой составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №31 Хромова С.А., в соответствии с которым все 545 проверенных рабочей группой подписей избирателей на основании п. 11 ч.10 статьи 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» были признаны недействительными, то есть 100% подписей, собранных в поддержку выдвижения Хромова С.А., в связи с нарушениями правил оформления подписных листов, установленных законом Самарской области. Кроме того, 3 подписи признаны недействительными в связи с тем, что дата внесения подписи не выполнена избирателем собственноручно.
Дата обезличенаг. ОИК Кировского одномандатного избирательного округа №31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва принято решение Номер обезличен об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу №31 Хромову С.А. на основании пункта 5 части 9 статьи 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Суд правильно указал, что нормы избирательного законодательства относительно формы подписного листа носят императивный характер, устанавливают исчерпывающий перечень сведений о кандидате, которые должны находиться в подписном листе, поэтому изготовление подписного листа с нарушением формы, установленной Законом Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», является основанием для признания подписей, содержащихся в нем, недействительными, о чем прямо указано в п.11 ч.10 ст.37 названного Закона Самарской области.
В судебном заседании обозревались представленные ОИК подлинники подписных листов, переданных Хромовым С.А. в окружную избирательную комиссию для рассмотрения вопроса о регистрации его в качестве кандидата в депутаты.
При этом судом установлено, что все подписные листы составлены с нарушением формы подписного листа, предусмотренной приложением №2 к Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», а именно: в подписных листах отсутствуют предусмотренные приложением №2 графы для указания сведений о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона).
Суд правильно указал, что поскольку подписные листы составлены с нарушением формы, предусмотренной законом, данное обстоятельство в силу п.11 ч. 10 статьи 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», является основанием для признания недействительными всех подписей в каждом подписном листе.
При этом суд обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя о том, что понимание «формы подписного листа», из которого исходили члены ОИК № 31, принимая оспариваемое решение, противоречит закону, что подстрочный текст является примечанием, а отсутствие примечания не является нарушением формы. В соответствии с ч.8 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа устанавливается законом, в данном случае - Законом Самарской области от 08.06.2006г. «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Приложением №2 к указанному Закону предусмотрена соответствующая форма подписного листа, которая является графическим отображением требований, предъявляемых к подписному листу, и в силу своей императивности произвольному толкованию не подлежит. В предусмотренной указанным законом форме подписного листа какие-либо примечания отсутствуют, подстрочный текст примечанием не является, поскольку не поименован в качестве такового.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что решение окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа №31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от Дата обезличенаг. Номер обезличен об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №31 Хромову С.А. является законным, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявления Хромова С.А.
Доводы кассационной жалобы Хромова С.А. были предметом судебного рассмотрения и получили в решении правильную оценку, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 22 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Хромова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: