Соковых В.В.
Гр.д. №33-9871
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27.09.2010г., судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе :
Председательствующего Пинчук С.В.
Судей Рощиной Т.З., Салдушкиной С.А.
При секретаре Никипеловой О.О.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Семендяя В.Я. на решение Чапаевского городского суда от 30.08.2010 года, которым постановлено :
« В удовлетворении жалобы Семендяя В.Я. о признании незаконными действий территориальной (муниципальной) избирательной комиссии, признании незаконной схемы нарезки избирательных округов и обязании сделать новую схему нарезки округов, отказать.»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., объяснения Семендяя В.Я. и его представителя Илясова А.Н., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя территориальной избирательной комиссии г.о.Чапаевск - Красновой Е.В., действующей по доверенности, заключение прокурора Хуснутдиной А.Р., полагающей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Семендяй В.Я. обратился в суд с жалобой на действия территориальной избирательной комиссии г.о.Чапаевск, указав, что 05.08.2010 г. он как действующий депутат обратился к председателю избирательной комиссии г.о.Чапаевск с просьбой выдать ему схему нарезки избирательных округов № 13 и № 14, на что получил ответ, что схема будет предоставлена через неделю.
11.08.2010 г. он уже как выдвинувшийся кандидат в депутаты вновь обратился в избирательную комиссию с указанной просьбой, т.к. по схеме нарезки округов опубликованной в газете «Чапаевский рабочий» от 25.05.2010 г. невозможно определить границы округа № 13, в котором он баллотируется.
13.08.10 г. он получил ответ на оба письма, в котором были проведены границы округа № 13, однако в приложении к схеме одномандатных избирательных округов в описании границ не указаны многие переулки, улицы и дома и он не смог провести границу между избирательными округами № 13 и № 14.
В помещении избирательной комиссии на стенах висят схемы нарезки избирательных округов, где четко проведены границы избирательных округов, эту схему ему разрешили сфотографировать, но заверить подписью и печатью отказались. По этой причине с момента регистрации (Дата обезличена) и по настоящее время он не мог проводить предвыборную работу, т.к. не знал, к какому избирательному округу относится.
Изучив по фотографии схемы границ одномандатных округов № 13 и № 14 он обнаружил, что граница округов проходит по задней части огородов домов ул.Крестьянской, а четыре барака которые находятся рядом с платформой 1053 км ранее не входившие в избирательный округ № 13 теперь относятся к округу № 13.
Согласно схеме четыре барака и пос.Владимирский не граничат друг с другом, между ними проходит федеральная железная дорога, по обе стороны которой на расстоянии по 50 м. земля принадлежит железной дороге.
Избиратели этих бараков не имеют возможности перейти железную дорогу в связи с отсутствием перехода, имеют неравные возможности по отношению к другим избирателям, они должны тратить время и деньги на транспорт, чтобы объехать через путепровод железную дорогу и проголосовать на избирательном участке губернского колледжа, что по мнению заявителя нарушает нормы ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Ссылаясь на изложенное, заявитель просил признать незаконными действия ТИК г.о.Чапаевск выразившиеся в отказе выдачи ему заверенной схемы избирательных округов, признать незаконной схему нарезки избирательных округов, обязать избирательную комиссию совместно с Думой г.о.Чапаевск отнести четыре барака по адресу 1053 км. к округу № 5 или округу № 8, обязать избирательную комиссию и Думу г.о.Чапаевск сделать новую схему нарезки округов № 13 и №5.
В ходе судебного разбирательства заявитель по существу заявленных требований дополнил, что решением ТИК г.о. Чапаевск от Дата обезличена ему отказано в регистрации кандидата в депутаты Думы г.о.Чапаевск 5-го созыва, однако на момент обращения в суд (26.08.2010 г.) он был выдвинувшимся кандидатом в депутаты.
Когда утверждалась схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы г.о. Чапаевск 5-го созыва он, как действующий депутат 4-го созыва, присутствовал на заседании Думы, однако с принятым решением об утверждении схемы согласен не был.
Судом постановлено изложенное выше решение, которое Семендяй В.Я. в кассационной жалобе просит отменить, ссылаясь на то, что оно является не правильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что 5.08.2010г Семендяй В.Я. обратился с заявлением к председателю ТИК г.о.Чапаевск, где просил предоставить ему возможность скопировать заверенные схемы округов № 13 и № 14, опубликованные в газете «Чапаевский рабочий» от 25.05.10 г. в связи с тем, что границы округов на газетной фотографии видны не чётко, невозможно определить границы округов № 13 и № 14 л.д.42).
11.08.2010 г. Семендяй В.Я. обратился к председателю ТИК с заявлением, где просил выдать ему заверенную копию раздела границ округов № 13 и № 14 л.д.43).
В обоих заявлениях заявитель просил дать ему ответ письменно.
Из сообщения от 13.08.2010 г. ТИК г.о.Чапаевск на вышеуказанные заявления Семендяя В.Я. следует, что заявителю разъяснено положение ст. 18 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2006 г. № 67-ГД и ст. 19 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» от 08.06.2006 г. № 57-ГД.
Заявителю направлены по почте заверенная схема одномандатных округов по выборам депутатов Думы г.о.Чапаевск 5-го созыва, утвержденная решением Думы г.о.Чапаевск от 20.05.2010 г. № 651 и заверенная копия приложения к указанной схеме л.д.7-9)
Указанные документы получены последним 16.08.2010 г. л.д.39,40).
Согласно Решению ТИК г.о.Чапаевск № 2 от 28.04.2010 г. л.д.20,21) определена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Думы г.о.Чапаевск 5-го созыва и графическое изображение этой схемы. Д
данная схема и её графическое изображение представлены на рассмотрение Думы г.о.Чапаевск и Решением Думы от 20.05.2010 г. г.о.Чапаевск 4-го созыва были утверждены л.д.22).
Схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы г.о.Чапаевск 5-го созыва опубликована в номере газеты «Чапаевский рабочий» 25.05.2010 г. л.д.7-9).
Решением ТИК г.о.Чапаевск № 1 от 28.04.2010 г. л.д.24,25) определена средняя норма представительства на выборах депутатов Думы г.о.Чапаевск 5-го созыва по одномандатным избирательным округам в количестве 2 913 избирателей исходя из общего количества зарегистрированных на 01.01.2010 г. на территории г.о.Чапаевск избирателей - 58 264.
Приложение к схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы г.о.Чапаевск 5-го созыва содержит описание границ одномандатных избирательных округов, в том числе избирательного округа № 13 местом проведения голосования по которому является Центр - ГОУ СПО Чапаевский Губернский колледж, ул.Озерная,5 л.д.ЗЗ-38).
Согласно п.2 ст. 18 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) одномандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с п.4 ст. 16 настоящего Федерального закона.
Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе.
Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.
В соответствии с п.4 ст. 18 названного ФЗ, одномандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований (среди прочих):
а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов.
При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Указанные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации.
Положения, содержащиеся в первом предложении настоящего подпункта, могут не применяться при образовании на территории автономного округа, входящего в состав другого субъекта Российской Федерации, одного включающего в себя всю территорию указанного автономного округа одномандатного избирательного округа для проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего подпункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов.
Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;
в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, указанных в п.4 настоящей статьи, учитывается административно –территориальное устройство ( деление) субъекта РФ, территории муниципальных образований.
Проанализировав указанные выше нормы законодательства, дав оценку представленным по делу доказательствам, суд пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений принципа примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей, зарегистрированных на территории г.о. Чапаевск и по обеспечению действия принципа равного избирательного права.
Довод заявителя об отсутствии границы между территориями избирательных округов №13 и №14 суд обоснованно признал несостоятельным.
Установлено, что указанные округа граничат между собой, что подтверждается схемой избирательных округов.
То обстоятельство, что четыре жилых барака, расположенные на 1053 км. и пос. Владимирский не граничат друг с другом и разделены железной дорогой, в результате чего, схема округов, по мнению заявителя является незаконной, суд обоснованно, не принял во внимание.
При этом суд правильно исходил из того, что положения избирательного законодательства, не содержат запрещений включать в состав избирательного округа территорию, вдоль которой пролегает какая - либо преграда, в том числе и железнодорожное полотно.
Избиратели, не лишены возможности голосования на относящихся к ним избирательных участков, в связи с чем нарушение их избирательных прав отсутствует.
Поскольку схема избирательных округов и приложение к ней были получены заявителем лично 16.08.2010г., суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях ТИК г.о. Чапаевск нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, суд обосновано отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы Семендяй В.Я. в кассационной жалобе о том, что отказавшись заверить подписью и печатью фотографию схемы округов, весящей на стене в помещении избирательной комиссии, председатель ТИК, нарушил его права, поставив в неравное положение с другими кандидатами, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный довод не основан на законе.
Более того, на основании решения ТИК г.о.Чапаевск Номер обезличен от Дата обезличена Семендяю В.Я. отказано в регистрации кандидата в депутаты Думы г.о.Чапаевск 5-го созыва по одномандатному избирательному округу № 13 на основании подпункта «д» пункта 24 ст.38 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и п.5 ч.9 ст.38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» от 08.06.2006 г. № 57-ГД л.д.44).
Доводы о том, что избиратели проживающие в четырех бараках 1053км. из-за железной дороги лишены возможности добраться до избирательного участка, несостоятельны, поскольку не подтверждены доказательствами.
Решение суда основано на законе и фактических обстоятельствах дела, исследованных судом в установленном законно порядке и которым дана правильная оценка.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Чапаевского городского суда от 30.08.2010г. оставить без изменения, кассационную жалобу Семендяя В.Я. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи