Судья : Сурков В.П. Гр. дело № 33-9999
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 сентября 2010г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Сокол Т.Б.
СУДЕЙ: Захарова С.В., Калиниковой О.А.
При секретаре Абишеве М.С.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Матвеева М.Н. на решение Федерального суда Ленинского района г. Самары от 15 сентября 2010г., которым постановлено:
«Заявление Матвеева М.Н. об отмене решения избирательной комиссии г.о. Самара от Дата обезличена года Номер обезличен и решения от Дата обезличена года Номер обезличен -оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сокол Т.Б., объяснения представителей Матвеева М.Н., действующих на основании доверенности Черкезовой О.В., Петракова А.А., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя избирательной комиссии г.о. Самара Тихомировой С.С., заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения,
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Матвеев М.Н. обратился в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии г.о. Самара от Дата обезличена года Номер обезличен и решения от Дата обезличена года Номер обезличен.
В обоснование требований указал, что решением Думы г.о. Самара от Дата обезличена года Номер обезличен в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», статьёй 12 Закона Самарской области от 08.06.2006 года №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», статьёй 7 Закона Самарской области от 10.12.2003 года №112-ГД «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления», Законом Самарской области от 26.02.2009 года №14-ГД «О продлении и сокращении сроков полномочий глав и представительных органов муниципальных образований на территории Самарской области», статьёй 12 Устава г.о. Самара назначены выборы депутатов Думы г.о. Самара пятого созыва и Главы г.о. Самара на 10.10.2010 года.
17.07.2010 года указанное решение официально опубликовано. В этот же день избирательной комиссией г.о. Самара принято решение №8/36 «О проверке в избирательной комиссии г.о. Самара подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы г.о. Самара», в соответствии с которым проверке подлежат 25% от установленного Законом №112-ГД, необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы г.о. Самара, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (опубликовано в газете «Самарская газета»). Указанным решением утверждена процедура проведения случайной выборки подписных листов с подписями избирателей.
Заявитель считает, что принятое избирательной комиссией решение и его официальное опубликование позволили участникам избирательного процесса предположить, что проверка подписей на выборах Главы г.о. Самара будет осуществляться в соответствии с указанным решением.
Дата обезличена года, в день представления в избирательную комиссию г.о. Самара первым из кандидатов самовыдвиженцев подписей избирателей, избирательная комиссия г.о. Самара в полном объёме отменила своё решение от 17.07.2010 года № 8/36 и приняла новое решение «О проверке в избирательной комиссии г.о. Самара подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы г.о. Самара» Номер обезличен, согласно которому проверке подлежали уже 100 процентов от установленного законом Самарской области №112-ГД, необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы г.о. Самара, представленных в избирательную комиссию г.о. Самара.
Заявитель считает, что решением Номер обезличен не только изменён процент проверяемых подписей, но также отменена принятая ранее процедура проведения случайной выборки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы г.о. Самара. Действующим избирательным законодательством не предусматривается проверка подписей без проведения случайной выборки. Полагает, что отменив одну процедуру проведения случайной выборки подписных листов, избирательная комиссия г.о. Самара должна была утвердить другую процедуру, однако, этого сделано не было.
Дата обезличена года, после начала Дата обезличенаг. проведения проверки подписных листов, представленных им и другими кандидатами на должность Главы г.о. Самара, избирательная комиссия г.о. Самара приняла решение Номер обезличен, которым внесены изменения в решение от Дата обезличена года Номер обезличен. Согласно внесённым изменениям, проверке подлежат 100 процентов представленных кандидатом в избирательную комиссию г.о. Самара подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы г.о. Самара.
Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 года №8, Определению Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 года №7-0, позицию Президиума Верховного Суда РФ (Постановление от 18.09.2002 года№249пв01), заявитель полагает, что установление новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, во времени и по кругу лиц, должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе, вытекающих из принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации), гарантирующего гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод. Нормы, ухудшающие положение граждан, не должны иметь обратной силы
По мнению заявителя, решения избирательной комиссии г.о. Самара от Дата обезличена года Номер обезличен и от Дата обезличена года Номер обезличен, устанавливающие более жёсткие условия проверки подписей избирателей по сравнению с нормативным документом, действовавшим на дату его выдвижения, и упраздняющие предусмотренную федеральным законодательством обязательную процедуру проведения случайной выборки, являются нарушением его пассивного избирательного права и активного избирательного права граждан, поддержавших его выдвижение кандидатом на должность Главы г.о. Самара.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил отменить решения избирательной комиссии г.о. Самара от Дата обезличена года Номер обезличен и от Дата обезличена года Номер обезличен.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В кассационной жалобе Матвеев М.Н. решение суда просит отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч.1 ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Положениями ст.260 ГПК РФ предусмотрено, что заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.
В силу ч.2 ст.261 суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие бездействие) является законным.
Из материалов дела следует, что решением избирательной комиссии г.о. Самара от 17.07.2010 года №8/36 «О проверке в избирательной комиссии г.о. Самара подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы г.о. Самара» утверждено, что при проведении проверки подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов на должность Главы г.о. Самара, проверке подлежат 25 процентов подписей, представленных кандидатами.
Решением от Дата обезличена года Номер обезличен «О проверке в избирательной комиссии г.о. Самара подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы г.о. Самара» вышеуказанное решение было отменено, и принято новое : проверке подлежат 100% от установленного законом Самарской области» О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления», необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы городского округа Самара, представленных в Избирательную комиссию городского округа Самара.
Решением от Дата обезличенаг. Номер обезличен внесены изменения в пункт 1 решения Избирательной комиссии городского округа Самара от Дата обезличенаг. Номер обезличен, в соответствии с которым проверке подлежат 100 процентов представленных кандидатом в Избирательную комиссии. Городского округа Самара подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы городского округа Самара.
Судом установлено, что в тексте решения избирательной комиссии г.о. Самара от Дата обезличена года Номер обезличен допущена техническая ошибка, состоящая в изложении фразы о проверке 100 процентов подписей, необходимых для регистрации кандидатов вместо 100 процентов подписей, представленных кандидатами. Это обстоятельство подтверждается протоколом заседания избирательной комиссии г.о. Самара от Дата обезличена года, из которого следует, что комиссией обсуждался вопрос о проведении проверки всех подписей, представленных кандидатами.
Ссылка на недостоверность протокола заседания избирательной комиссии от Дата обезличена является голословной.
Оценивая доводы заявителя, возражения Избирательной комиссии городского округа Самара, суд пришел к правильному выводу о том, что
принятие оспариваемых решений об установлении количества подписей избирателей (размер процента), собранных в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы г.о. Самара, представленных в избирательную комиссию г.о. Самара, является правом избирательной комиссии. Процедура принятия оспариваемых заявителем решений не нарушена, решения приняты в пределах компетенции избирательной комиссии.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считает его законным и обоснованным, а кассационную жалобу не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые решения Избирательной комиссией приняты с нарушением установленного законом запрета на придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку обжалуемые решения избирательной комиссии, как правильно указал суд первой инстанции, не являются законом.
К тому же, оспариваемые решения избирательной комиссии приняты с соблюдением равенства прав кандидатов. Процедура принятия решения не нарушена. Решения приняты в пределах компетенции в соответствии с требованиями ст.ст. 37 и 38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации», ст. 26 Закона Самарской области от 10.12. 2003г. № 112-ГД « О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления».
Руководствуясь ст. 360-361 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Федерального суда Ленинского района г. Самары от 15 сентября 2010г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Матвеева М.Н. без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ