Судья: Еременко Л.Н. Гр. дело № 33-10331/2010
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
07 октября 2010 г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Ермаковой Е.И.,
судей – Калинниковой О.А., Степановой Л.И.,
с участием прокурора Фоминой И.А.,
при секретаре Садовниковой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ращупкина В.И., кассационному представлению прокурора Алексеевского района Самарской области на решение Алексеевского районного суда Самарской области от 30 сентября 2010 года, которым постановлено:
«Заявление территориальной избирательной комиссии муниципального района Алексеевский Самарской области о защите избирательных прав удовлетворить: отменить регистрацию кандидата на должность Главы муниципального района Алексеевский Самарской области Ращупкина В.И.».
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Ермаковой Е.И., объяснения представителя Ращупкина В.И. – Ярва Р.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу и кассационное представление представителей территориальной избирательной комиссии муниципального района Алексеевский Самарской области – Шевырина Е.К., Осетрова С.А., Кулюкиной Т.В., доводы и заключение прокурора Фоминой И.А., полагавшей решение суда отменить, кассационное представление прокурора удовлетворить, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Территориальная избирательная комиссия муниципального района Алексеевский Самарской области обратилась в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального района Алексеевский Самарской области Ращупкина В.И.
В обоснование требований заявитель указал, что Дата обезличена года в Территориальную избирательную комиссию муниципального района Алексеевский Самарской области Ращупкиным В.И. представлены документы о выдвижении в качестве кандидата на должность Главы муниципального района Алексеевский Самарской области в порядке самовыдвижения. Ращупкин В.И. в заявлении указал, что имеет высшее образование, представил копию диплома о высшем образовании, выданного Самарской государственной сельскохозяйственной академией Номер обезличен за регистрационным номером Номер обезличен от Дата обезличена г. по специальности «зоотехния». Решением ТИК Номер обезличен от Дата обезличена г. Ращупкин В.И. зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального района Алексеевский, на основании необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей.
Однако уже после принятия решения о регистрации в ТИК поступили сообщения ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» г. Кинель, согласно которым Ращупкин В.И в Самарской государственной сельскохозяйственной академии не обучался, диплом за Номер обезличен ему не выдавался. Среди выпускников 1999 года Ращупкин В.И также не значится. Под регистрационным номером Номер обезличен значится Ш.Н., которому выдан диплом без отличия Номер обезличен.
Заявитель считает, что Ращупкин В.И. предоставил ложные сведения об образовании, тем самым ввел в заблуждение избирателей и территориальную избирательную комиссию муниципального района Алексеевский о своём образовании.
В соответствии с п. 5 статьи 65 Закона Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления», учитывая изложенные обстоятельства, заявитель просил суд отменить регистрацию кандидата Ращупкина В.И. в связи с наличием вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата.
Судом заявление территориальной избирательной комиссии удовлетворено.
В кассационной жалобе Ращупкин В.А. просит решение суда отменить, считает его незаконным.
В кассационном представлении прокурор Алексеевского района Самарской области также просит решение суда отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления» кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме о согласии баллотироваться по единому избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением соответствующей выборной должности.
Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В силу п. 3 ст. 27 Закона Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления» избирательная комиссия муниципального образования в течение десяти дней со дня представления документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям законодательства Российской Федерации, на основании которого проводятся выборы главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации.
Согласно п. 8 ст. 27 Закона Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления» основаниями для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В силу п. 5 ст. 65 указанного закона регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии муниципального образования, другого зарегистрированного кандидата, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных абзацем вторым, третьим, седьмым, девятым, десятым, одиннадцатым, двенадцатым или шестнадцатым пункта 8 статьи 27 настоящего Закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
Судом установлено, что Ращупкин В.И в заявлении о регистрации в качестве кандидата указал на наличие у него высшего образования, вместе с заявлением в территориальную избирательную комиссию муниципального района Алексеевский Самарской области им предоставлена копия диплома о высшем образовании – диплома Самарской государственной сельскохозяйственной академии серии Номер обезличен от Дата обезличена года за регистрационным номером Номер обезличен, специальность «Зоотехния».
В соответствии с п. 6 ст. 22 Закона Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления» Дата обезличена г. территориальная избирательная комиссия обратилась с запросом к ректору Самарской государственной сельскохозяйственной академии о проверке достоверности сведений о кандидате Ращупкине И.В.
Решением территориальной избирательной комиссии муниципального района Алексеевский Самарской области от Дата обезличена года Ращупкин В.И. зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального района Алексеевский Самарской области, выдвинутым в порядке самовыдвижения, ему выдано удостоверение установленного образца.
Однако Дата обезличена г. в ТИК поступили ответы на запрос за подписями ректора академии профессора М.В. и начальника кадрово-правового управления К.Ю., согласно которым Ращупкин В.И. в Самарской государственной сельскохозяйственной академии не обучался, диплом за номером Номер обезличен ему не выдавался. Среди выпускников 1999 года он не значится. Под регистрационным номером Номер обезличен значится Ш.Н., которому выдан диплом без отличия номер Номер обезличен. Диплом за номером Номер обезличен в академии не получался. Подписывать дипломы на 1999 г. имели право ректор академии Б.Г. и проректор по учебной работе М.Б.
В судебном заседании представитель Ращупкина В.И. не оспаривал содержание и достоверность представленных ответов, однако полагал, что факт представления подложного диплома не может являться основанием для отмены регистрации кандидата.
Таким образом, судом было установлено, что фактически кандидатом Ращупкиным В.И. в нарушение требований п. 3 ст. 22, п. 8 ст. 27 Закона Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления» в заявлении указаны недостоверные сведения, не было представлено документов, подтверждающих образование кандидата.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответы на запросы территориальной избирательной комиссии даны только Дата обезличена, уже после регистрации кандидата, суд пришел к обоснованному выводу о том, что данное обстоятельство относится к тем обстоятельствам, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Согласно подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Такая же норма содержится в п. 8 ст. 27 Закона Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления».
Учитывая изложенное, руководствуясь подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 8 ст. 27, п. 5 ст. 65 Закона Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления», суд обоснованно отменил регистрацию кандидата Ращупкина И.В. в связи с представлением кандидатом подложного документа об образовании.
Доводы кассационной жалобы и кассационного представления о неправильном применении судом норм, предусмотренных подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», абз. 4 п. 8 ст. 27, п. 5 ст. 65 Закона Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления», являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании закона.
Порядок отмены регистрации кандидата закреплен ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При этом положения пункта 6 и 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимо понимать в системном единстве с другими нормами законодательства о выборах. В соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в данном случае имелись законные основания для отмены регистрации кандидата. Данный вывод основан на взаимосвязанном применении подпункта «в» пункта 24 статьи 38 и положений части 6 статьи 76 указанного Федерального закона. Часть 5 статьи 75 Федерального закона при этом закрепляет, что в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном применении судом положений Федерального закона «О муниципальной службе» также не могут быть приняты во внимание. Действительно, выборное должностное лицо органа местного самоуправления не является муниципальным служащим. Вместе с тем в силу требований федерального законодательства на него распространяются те ограничения, которые установлены для муниципальных служащих. Учитывая установленную ст. 5 Федерального закона «О муниципальной службе» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы, на лиц, замещающих выборные муниципальные должности, распространяются ограничения, установленные для лиц, замещающих должности муниципальной службы. Таким образом, судом верно указано, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу.
Доводы о пропуске территориальной избирательной комиссией срока на обращение в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата являются несостоятельными. В силу ч. 3 ст. 260 ГПК РФ заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования. Из материалов дела следует, что указанные требование закона нарушены не были.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Алексеевского районного суда Самарской области от 30 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ращупкина В.И. и кассационное представление прокурора Алексеевского района Самарской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: