Судья: Борисова Е.А. Гр. дело № 33-9434
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 сентября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Моргачёвой Н.Н.,
судей – Сокол Т.Б., Степановой Л.И.,
при секретаре Емельяновой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Бочаровой А.А. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 16 июля 2010 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Бочаровой А.А. отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Моргачёвой Н.Н., объяснения Бочаровой А.А. в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя ЗАО «ПТС-Сервис» Советниковой В.А. (по доверенности), представителя Департамента городского хозяйства и экологии Ананьина А.Н. (по доверенности), представителя Главы г.о. Самара Тихониной Н.П. (по доверенности), судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Бочарова А.А. обратилась в суд с заявлением к Главе городского округа Самары, Департаменту городского хозяйства и экологии администрации г. Самары, ЗАО «ПТС -Сервис» об обжаловании нормативного акта органа местного самоуправления, обязании произвести действия по дифференциации норматива потребления горячей воды, перерасчете платы за горячее водоснабжение, указав в заявлении, что она проживает с февраля 2000г. в квартире, расположенной по адресу: Адрес обезличен. В ее квартире ванны нет, но впоследствии ей стало известно о том, что у соседей сверху и многих жильцов указанного дома имеется ванна или душ, а плату за горячую воду начисляют всем жильцам по нормативам, предусматривающим наличие ванны.
Считает, что нормативы потребления горячей воды для ее квартиры, где отсутствует ванна, должны быть иными, поскольку стоимость горячего водоснабжения необоснованно составляет 30% от всей квартплаты.
Заявитель обратилась по данному вопросу в администрацию Октябрьского района г. Самары и получила ответ о том, что с января 2007г. ей будет произведен перерасчет горячего водоснабжения. Однако, никаких действий со стороны ответчиков предпринято не было. Истица с января 2007г. в знак протеста перестала оплачивать коммунальные услуги вообще.
Кроме того, считает, что в нарушение прав граждан в постановлении Главы г. Самары № 1153 от 18.12.2007г. норматив потребления горячей воды в домах с горячим водоснабжением без ванн отсутствует. Пункт о дифференциации норматива потребления горячей воды также отсутствует.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Бочарова А.А. просила суд признать Постановление Главы городского округа Самара от 18.12.2007г. в части отсутствия норматива потребления горячей воды в домах, оборудованных горячим водоснабжением, но не оборудованных ванной, незаконным, обязать департамент городского хозяйства и экологии городского округа Самара произвести дифференциацию норматива потребления горячей воды для домов с горячим водоснабжением без ванн, по результатам дифференциации обязать ЗАО «ПТС - Сервис» произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение жилья Бочаровой А.А. с учетом переплаты за горячее водоснабжение за количество лет предусмотренное законом, и взыскать с виновной организации компенсацию морального вреда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Бочарова А.А. просит решение суда отменить, считает решение неправильным в части отказа ей в требованиях об обязании Департамента городского хозяйства и экологии г. Самара произвести дифференциацию норматива потребления горячей воды для домов с ГВС, но без ванн, произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение за прошлые годы и компенсировать ей моральный вред. Просит указанные требования удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Бочарова А.А. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: Адрес обезличен.
Согласно акту от 11.05.2007г. об обследовании квартиры Номер обезличен в Адрес обезличен, ванна в квартире не установлена л.д. 11).
Данные обстоятельства также подтверждаются справкой от 14.05.2005г. начальника ЖЭУНомер обезличен л.д. 12).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными органами.
С учетом изложенного суд правомерно указал, что органы местного самоуправления самостоятельны при установлении указанных нормативов. Обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с порядком, определенным Правительством РФ, установлена только в отношении утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно п.п. «г» п.4 ст. 24 Устава городского округа Самара, утверждение нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению входит в полномочия Главы городского округа Самара. Обязанность по приведению норматива потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» отсутствует.
На основании пункта 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В соответствии с пунктом 14 указанных Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
Из таблицы № 3 раздела 1 приложения к Правилам, определяющей поправочные коэффициенты, характеризующие расход воды 1 человеком в зависимости от степени благоустройства, следует, что возможность дифференциации нормативов потребления горячей воды без ванны не предусмотрена.
В соответствии с указанной таблицей установлены виды степеней благоустройства: холодное и горячее водоснабжение, канализация, ванна; холодное водоснабжение, канализация, газовый водонагреватель, ванна; холодное водоснабжение, канализация, водонагреватель на твердом топливе, ванна;
холодное водоснабжение, канализация, газоснабжение, без ванны;
холодное водоснабжение, канализация, без ванны.
При указанных обстоятельствах суд сделал правильный вывод, что требования заявителя о признании Постановления Главы городского округа Самара от 18.12.2007г. № 1153 в части отсутствия норматива потребления горячей воды в домах, оборудованных горячим водоснабжением без ванн, незаконным, не подлежат удовлетворению, правомерно указав, что нормативный акт не может быть признан недействительным по мотивам отсутствия в нем каких-либо положений.
Кроме того, суд правильно исходил из того, что основанием для признания нормативного акта органа местного самоуправления (его части) недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Судом установлено, что Постановление № 1153 было принято с соблюдением установленного порядка принятия муниципальных правовых актов, соответствует законодательству и не нарушает права и интересы граждан и юридических лиц, следовательно, правовые основания для признания обжалуемого Постановления № 1153 недействительным отсутствуют.
Требования Бочаровой А.А. об обязании Департамента городского хозяйства и экологии городского округа Самара произвести дифференциацию норматива потребления горячей воды для домов с горячим водоснабжением без ванн, по результатам дифференциации обязать ЗАО «ПТС - Сервис» произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение жилья Бочаровой А.А. с учетом переплаты за горячее водоснабжение за количество лет, предусмотренное законом, суд также обосновано признал не подлежащими удовлетворению.
Согласно Положению о Департаменте городского хозяйства и экологии городского округа Самара, утвержденному решением Думы городского округа Самара от 31.07.2008г. № 637, (п. 3.47 - 3.50) Департамент участвует в проверке обоснованности и согласовании производственных программ организаций коммунального комплекса, участвует в подготовке предложений по нормативам потребления, ценам, тарифам на коммунальные услуги, участвует в подготовке нормативных правовых актов по оплате гражданами жилых помещений и коммунальных услуг, готовит экономическое обоснование по устанавливаемым ценам и тарифам, участвует в разработке и реализации мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в своей компетенции.
Таким образом, полномочий по принятию каких-либо актов по дифференциации норматива потребления горячей воды для домов с горячим водоснабжением без ванн, у Департамента не имеется. Нормативный акт, подлежащий применению в данном случае, также отсутствует, в связи с чем перерасчет платежей произведен быть не может.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Общий состав оснований ответственности за причинение морального вреда включает в себя: претерпевание морального вреда, т.е. наличие у потерпевшего физических или нравственных страданий; неправомерное, т.е. противоречащее нормам объективного права, действие или бездействие причинителя вреда, умаляющее принадлежащие потерпевшему нематериальные блага или создающие угрозу такого умаления; наличие причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и моральным вредом, вина причинителя вреда, т.е. его психическое отношение к своему противоправному деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.
Поскольку указанных обстоятельств по делу не установлено, доказательств причинения физических и нравственных страданий заявителю действиями ответчиков суду не предоставлено, требования заявителя о компенсации морального вреда оставлены судом без удовлетворения.
Доводы Бочаровой А.А. в кассационной жалобе о незаконности решения суда об отказе ей в удовлетворении заявленных требований к Департаменту городского хозяйства и экологии г.о. Самара о дифференциации норматива потребления горячей воды для домов с ГВС без ванн и перерасчете платы за горячее водоснабжение за количество лет, предусмотренное законом, являются необоснованными и не могут быть приняты во внимание, поскольку установлено, что полномочий по принятию каких-либо актов по дифференциации нормативов потребления горячей воды для домов с ГВС без ванн у Департамента не имеется. Оснований для внесения изменений в нормативы потребления горячей воды, предусмотренные постановлением Главы г.о. Самара от 18.12.2007 года № 1153 «Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара», судом не установлено.
К тому же, решение суда в части отказа в требовании о признании незаконным вышеназванного постановления Главы г.о. Самара от 18.12.2007 года № 1153 кассатором не оспаривается.
Кроме того, Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 157 ЖК РФ, согласно которым полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг с 13.08.2010 года отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Федерации.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности перерасчета платы за горячее водоснабжение у суда также не имелось. К тому же, установлено и не отрицается Бочаровой А.А., что с января 2007 года коммунальные услуги ею не оплачиваются. Доказательства причинения физических и нравственных страданий заявителю действиями ответчиков не представлены, в требованиях о компенсации морального вреда обоснованно отказано.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 16 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бочаровой А.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: