Оспаривание предписания государственного жилищного инспектора



Судья: Емельяненко Л.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

гр. дело № 33-9802

28 сентября 2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Акининой О.А.

судей Кирюхиной Т.Н., Ефремовой Л.Н.

при секретаре Мякотиной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Курышевой А.А. по доверенности от 24.04.2010г. - Костина С.А. на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти от 26 июля 2010 года, которым постановлено:

«Курышевой А.А. в отмене предписания Номер обезличен от Дата обезличена года, выданного Моисеевой Н.Н. - государственным жилищным инспектором Западного управления контроля за сохранностью жилищного фонда Самарской области, как незаконного, выданного в нарушение полномочий - отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кирюхиной Т.Н., объяснения представителя Курышевой А.А. – Костина С.А. (по доверенности от 24.04.2010г.), поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Курышева А.А. обратилась в суд с жалобой на действия государственного жилищного инспектора Западного управления контроля за сохранностью жилищного фонда Самарской области, указав, что Дата обезличенаг. в ее адрес было выслано почтовым отправлением предписание Номер обезличен от Дата обезличенаг., выданное Моисеевой Н.Н. - государственным жилищным инспектором Западного управления контроля за сохранностью жилищного фонда Самарской области, о якобы нарушении ею использования помещения по адресу: Адрес обезличен.

Данное предписание Курышева А.А. считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Курышевой А.А. в установленном ЖК РФ порядке было получено решение муниципального органа г.Тольятти о переводе помещения по указанному адресу в нежилое, и соответственно, по ее мнению, с момента такого решения данное помещение выведено из категории жилых помещений со всеми правовыми последствиями, исходящими из такого решения.

П. 1 ст. 17 ЖК РФ устанавливает, что «Жилое помещение предназначено для проживания граждан», помещение же по адресу: Адрес обезличен на основании постановления мэра городского округа Тольятти Номер обезличенп от Дата обезличенаг. предназначено для использования в качестве офисного помещения.

Заявитель считает, что ст. 23 ЖК РФ устанавливает 2-х этапный перевод жилого помещения в нежилое при проведении переустройства помещения, при этом первый этап - решение муниципального органа, дающее право на переустройство и соответственно выводящее помещение из категории жилых. Второй этап - акт о выполнении работ по переустройству. Никаких дополнительных решений муниципального органа не требуется в соответствии с ЖК РФ. Регистрации в регистрирующем органе для использования помещения в качестве нежилого после перевода в соответствии с ЖК РФ также не требуется.

После принятия постановления мэра о переводе помещения в нежилое - это помещение предназначено для проведения переустройства и, по мнению заявителя, уже не является жилым в соответствии с ЖК РФ. Соответственно, имея на руках решение муниципального органа Тольятти о переводе жилого помещения в нежилое, помещение по адресу: Адрес обезличен, уже не предназначено для проживания граждан, и соответственно по ЖК РФ уже не будет жилым помещением, а предназначено для проведения работ по переустройству.

Заявитель полагает, что использование помещения, предназначенного для проведения работ по переустройству для завершения процесса перевода жилого помещения в нежилое, в целях его дальнейшего предназначения как нежилого, не подпадает под определение «использование жилого помещения не по назначению».

Действия же должностного лица - жилищного инспектора Моисеевой Н.Н., по мнению Курышевой А.А., выходят за рамки законных полномочий, и выданное ей предписание Номер обезличен от Дата обезличенаг. незаконно.

Данным предписанием Номер обезличен от Дата обезличена года заявителю в нарушении ее конституционных прав предлагается считать помещение по адресу Адрес обезличен как жилое, что противоречит ее волеизъявлению, подкрепленному законно полученным постановлением мэра г.о. Тольятти Номер обезличен от Дата обезличенаг. о переводе помещения в нежилое, этот правовой акт действующий, никем не оспорен и он в соответствии с ЖК РФ уже не позволяет считать это помещение предназначенным для проживания.

Предписание Номер обезличен от Дата обезличенаг., вынесенное, по мнению заявителя, в нарушении действующего законодательства РФ, привело к существенному ущемлению ее прав и законных интересов, в связи с чем Курышева А.А. просила суд отменить предписание Номер обезличен от Дата обезличенаг., выданное Моисеевой Н.Н. – государственным жилищным инспектором Западного управления контроля за сохранностью жилищного фонда Самарской области, как незаконное, выданное в нарушение полномочий.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Курышевой А.А. – Костин С.А. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 8 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно п. 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области, которое принято Постановлением Правительства Самарской области от 21.12.2005г. №156, государственная жилищная инспекция Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п.2.1. Положения, в ведении жилищной инспекции находится осуществление государственного контроля, в том числе, за соблюдением правил пользования жилыми помещениями, за соблюдением порядка и правил перевода жилых помещений в нежилые и нежилых в жилые.

Согласно п. 2.3. Положения, в результате проведенных мероприятий по контролю и в случае выявления правонарушений в соответствии с законодательством об административных правонарушениях жилищная инспекция предъявляет требования, выдает представления (предписания) юридическим и физическим лицам.

В предписании, которое подписывается инспектором, помимо выявленных нарушений, указываются мероприятия по их устранению и сроки выполнения необходимых работ (п.2.4. Положения).

Жилищная инспекция планирует, организует и осуществляет мероприятия по контролю в сфере использования и содержания жилищного фонда независимо от его формы собственности, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на территории Самарской области. Мероприятия по контролю могут быть: плановыми, проводимыми один раз в пять лет; внеплановыми, проводимыми: при поступлении обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (п.2.5.Положения).

В соответствии с п. 2.8. Положения, жилищная инспекция осуществляет рассмотрение писем, жалоб, заявлений и предложений по предметам ведения жилищной инспекции.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 6 Правил пользования жилым помещением, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года за № 25, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с ч. 8 ст. 23 ЖК РФ, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, решение органа, осуществляющего перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.

Согласно ч. 9 ст. 23 ЖК РФ, завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

В соответствии с ч. 10 ст. 23 ЖК РФ, при использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

Из материалов дела усматривается, начальником отдела выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов мэрии г.о. Тольятти Дата обезличена года было направлено Курышевой А.А. уведомление о переводе жилого помещения по адресу: Адрес обезличен, в нежилое при условии проведения в установленном порядке следующих работ: перепланировки, переустройства и устройства отдельного входа л.д. 4).

Дата обезличенаг. в мэрию г.о. Тольятти поступило обращение жильцов дома Адрес обезличен, в котором они указывают о том, что находящаяся в их подъезде нотариальная контора уже много лет работает без отдельно оборудованного входа. Жители подъезда испытывают большие неудобства. Посетители данной конторы в ожидании очереди курят в подъезде, иногда справляют нужду. Тем самым нарушают санитарное состояние подъезда л.д. 12-13).

Первым заместителем мэра г.о. Тольятти Дата обезличенаг. в адрес руководителя Западного управления контроля за сохранностью жилищного фонда Самарской области было направлено письмо о принятии мер по вопросу нецелевого использования жилого помещения по адресу: Адрес обезличен л.д. 11).

В целях подтверждения доводов, содержащихся в жалобе жильцов дома Адрес обезличен, государственным жилищным инспектором Западного управления контроля за сохранностью жилищного фонда Самарской области Моисеевой Н.Н. была проведена проверка спорного жилого помещения и установлено, что жилое помещение по данному адресу используется под офис, то есть не по назначению, в связи с чем Курышевой А.А. выдано предписание Номер обезличен от Дата обезличенаг. об устранении до Дата обезличенаг. нарушений п. 1.4 ПиН ТЭЖФ, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003г., п. 5, 6, 10 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 25 от 21.01.2006г. л.д. 3)

Судом установлено, что в нарушение условий разрешения на перевод принадлежащего ей жилого помещения по адресу: Адрес обезличен, в нежилое, выданного органом местного самоуправления, Курышева А.А. до настоящего времени не выполнила перепланировку с устройством отдельного входа в указанное помещении.

Несмотря на неисполнение условий разрешения о переводе жилого помещения в нежилое от Дата обезличенаг., Курышевой А.А. данное помещение уже используется как нотариальная контора.

Доказательств, подтверждающих окончание перевода жилого помещения в нежилое, заявитель суду не представила.

Согласно выпискам из МП «Инвентаризатор» и УФРС по Самарской области спорная квартира является жилым помещением л.д. 14, 15).

В силу изложенного, принимая во внимание, что помещение по адресу: Адрес обезличен в установленном законом порядке в нежилое не переведено, суд пришел к правильным выводам о том, что данное помещение имеет статус жилого, однако используется под нотариальную контору, то есть нарушаются требования жилищного законодательства, в связи с чем предписание Номер обезличен от Дата обезличенаг., выданное Курышевой А.А. государственным жилищным инспектором Западного управления контроля за сохранностью жилищного фонда Самарской области, является законным.

При таких обстоятельствах суд обоснованно жалобу Курышевой А.А. оставил без удовлетворения.

Доводы представителя Курышевой А.А. - Костина С.А. в кассационной жалобе о том, что спорное помещение уже является нежилым, несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм жилищного законодательства.

Доводы представителя Курышевой А.А. в кассационной жалобе об отсутствии полномочий у жилищного инспектора на выдачу предписания являются также несостоятельными, поскольку контроль в сфере использования и содержания жилищного фонда возложен на государственную жилищную инспекцию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти от 26 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Курышевой А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: