О возмещении морального вреда в связи с профессиональным заболеванием



Судья: Гребешкова Н.Е. № 33-9887

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 сентября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Шуликиной С.М.,

Судей – Желтышевой А.И., Шабаевой Е.И.

при секретаре – Муравьеве А.В.

с участием прокурора - Шабановой Ю.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ОАО «Самаранефтегаз» на решение Отрадненского городского суда Самарской области от 19.07.2010 г., которым постановлено:

«Исковые требования Чернова А.П. к Открытому акционерному обществу «Самаранефтегаз», Обществу с ограниченной ответственностью «Транспорт-Богучаны» и Обществу с ограниченной ответственностью «РН-Сервис-Экология» о возмещении морального вреда в связи с профессиональным заболеванием удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Чернова А.П. компенсацию морального вреда, причиненного профессиональным заболеванием:

- с Открытого акционерного общества «Самаранефтегаз» - 130 000 руб.

- с Общества с ограниченной ответственностью «Транспорт-Богучаны» - 15 000руб.

- с Общества с ограниченной ответственностью «РН-Сервис-Экология» - 8 000 рублей

Взыскать в пользу Чернова А.П. расходы по оплате услуг представителя: с ОАО «Самаранефтегаз» - 4000 рублей, с ООО «Транспорт-Богучаны» - 1500 рублей, с ООО «РН-Сервис-Экология» - 1500 рублей.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шабаевой Е.И., объяснения представителя ОАО «Самаранефтегаз» - Черепановой Ю.С., поддерживающей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Чернова А.П. – Николаевой Л.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чернов А.П. обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Самаранефтегаз», Обществу с ограниченной ответственностью «Транспорт-Богучаны» и Обществу с ограниченной ответственностью «РН-Сервис-Экология» о возмещении морального вреда в связи с профессиональным заболеванием

В обоснование своих исковых требований истец ссылался на то, что он в течение 38 лет 5 месяцев проработал в условиях воздействия вредных производст­венных факторов, в том числе:

С 18.03.1981г. по 24.08.1998г. машинистом бульдозера в Отрадненском управлении технологического транспорта объединения «Куйбышевнефть».

Стаж работы в условиях воздействия вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов в организациях, правопреем­ником которых является ОАО «Самаранефтегаз» составляет 17 лет 5 месяцев.

25.08.1998г. был принят в порядке перевода в ООО «Транспорт-Отрадный-1» на должность машиниста бульдозера. 07.08.1999г. был уволен по собственному желанию. С 12.11.1999г. по 05.05.2000г. и с 13.05.2000г. по 22.05.2001г. работал там же по срочному договору. Правопреемником ООО «Транспорт-Отрадный-1» является ООО «Транспорт-Богучаны».

Стаж работы в условиях воздействия вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов в ООО «Транспорт-Богучаны» составляет 2 года 5 месяцев.

14.08.2008г. был принят в ООО «Самарская Сервисэкология» на должность машиниста бульдозера. 30.12.2008г. ООО «Самарская Сервисэкология» изменило название на ООО «РН-Сервис-Экология».

Стаж работы в условиях воздействия вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов в ООО «РН-Сервис-Экология» составляет 1 год 4 месяца.

24.02.2010г. Чернов А.П. уволен в связи с отсутствием работы в соответствии с медицинским заключением по п. 8 ст. 77 ТК РФ.

09.02.2010г. Главным бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области филиал № 21 истцу была определена степень утраты профессиональной трудоспособности на 30 %, в связи с выявленным профессиональным заболеванием – шейно-плечевая и пояснично-крестцовая радикулопатия с выраженным болевым синдромом. Двустороння нейросенсорная тугоухость второй степени.

Учитывая изложенное, Чернов А.П. просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда с ОАО «Самаранефтегаз» - 200 000 рублей, с ООО «Транспорт-Богучаны» - 30 000 рублей, с ООО «РН-Сервис-Экология» - 20 000 рублей расходы по оплате услуг представителя в сумме 7 000руб.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

ОАО «Самаранефтегаз» просит указанное решение суда отменить как незаконное.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит законных оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права, то вред подлежит возмещению.

В соответствии с ч. 3 ст.8 Федерального Закона РФ № 125 от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем.

Из материалов дела усматривается, что Чернов А.П. длительное время работал в условиях воздействия вредных производственных факторов, в том числе:

- с 18.03.1981г. по 24.08.1998г. машинистом бульдозера в ОАО «Самаранефтегаз»,

- с 25.08.1998г. по 07.08.1999г. машинистом бульдозера в ООО «Транспорт-Богучаны»,

- с 12.11.1999г. по 05.05.2000г. машинистом бульдозера в ООО «Транспорт-Богучаны»,

- с 13.05.2000г. по 22.05.2001г. машинистом бульдозера в ООО «Транспорт-Богучаны»,

- с 14.08.2008г. машинистом бульдозера в ООО «РН-Сервис-Экология».

24.02.2010г. Чернов А.П. уволен в связи с отсутствием работы в соответствии с медицинским заключением по п. 8 ст. 77 ТК РФ.

Также усматривается, что у Чернова А.П. Самарским областным центром профпатологии были установлены профессиональные заболевания: шейно-плечевая и пояснично-крестцовая радикулопатия с выраженным болевым синдромом, двусторонняя нейросенсорная тугоухость второй степени.

Главным бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области филиалом № 21 Чернову А.П. установлена степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 30%.

Судом установлено, что причиной профессионального заболевания, установленного у истца послужило длительное воздействие производственного шума с превышением ПДУ, общей и локальной вибрации, тяжесть трудового процесса.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, актом о случае профессионального заболевания и санитарно-гигиенической характеристикой условий труда.

На основании данных обстоятельств у суда было достаточно оснований для вывода, что истцом было получено профессиональное заболевание в связи с его трудовой деятельностью, чем ему причинен моральный вред, который влечет за собой его нравственные и физические страдания.

Судом установлено, что условия труда у каждого работодателя равнозначные, это обусловлено тем, что вид деятельности у каждого из ответчиков и используемая техника, также является схожими.

Учитывая данные обстоятельства, суд правильно указал на то, что в процессе трудовой деятельности Чернов А.П. у каждого из ответчиков, на него оказывали воздействие одинаковые вредные производственные факторы, присутствовавшие в работе машиниста бульдозера, в связи с чем, пришел к правильному выводу о том, что профессиональное заболевание получено истцом в период работы у ответчиков в качестве машиниста бульдозера.

Доводы ответчиков о том, что истцом не подтвержден объем причиненных ему физических и нравственных страданий, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку они опровергаются материалами дела.

Доводы ОАО «Самаранефтегаз» о том, что истцом не представлено доказательств того, что он работал у ответчика и на предприятиях, правопреемником которых является ОАО «СНГ» в условиях воздействия вредных производственных факторов, и о том, что работа истца в ОАО «Самаранефтегаз» не является причиной его профессионального заболевания, поскольку ответчик не причинял вред его здоровью, суд также правильно посчитал несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела и пояснениями истца.

Доводы представителя ОАО «Самаранефтегаз» о том, что санитарно-гигиеническая характеристика условий труда Чернова А.П. Номер обезличен от 22.04.2009г. не является относимым и допустимым доказательством по делу суд обоснованно посчитал несостоятельными, поскольку при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда, состояние производственный среды, в зависимости от вредных производственных факторов, определялись в совокупности с условиями труда и характером труда машиниста бульдозера.

Таким образом, в силу ст.ст.151, 1101 ГК РФ, ч.3ст.8 ФЗ-125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», учитывая конкретные периоды работы у каждого из ответчиков, суд обоснованно пришел к выводу о взыскании в счет компенсации морального вреда в пользу Чернова А.П. с ОАО «Самаранефтегаз» - 130 000 руб., с ООО «Транспорт-Богучаны» - 15 000руб., с ООО «РН-Сервис-Экология» - 8 000 рублей.

Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку в силу изложенного не опровергают его выводов.

Вопрос о возмещении судебных расходов судом правильно разрешен в соответствии со ст. 98 и 100 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.361-364 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Отрадненского городского суда Самарской области от 19.07.2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО «Самаранефтегаз» без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: