Судья: Ласковская С.Н. № 33-10190
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 октября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Шабаевой Е.И.,
Судей – Пискуновой М.В. и Толмосовой А.А.,
При секретаре – Яицкой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Волжском районе Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 01.09.2010 г., которым постановлено:
«Исковые требования Ворониной З.Д. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Волжском районе Самарской области назначить Ворониной З.Д. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, и произвести перерасчет денежной выплаты Ворониной З.Д., установленных для участников Великой Отечественной войны, начиная с 01.01.2005г.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шабаевой Е.И., объяснения Ворониной З.Д.., возражавшей против доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Истица Воронина З.Д. обратилась в суд с иском к управлению Пенсионного Фонда РФ в Волжском районе Самарской области об обжаловании отказа в назначении ей ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для членов семей погибших военнослужащих.
Свои требования она обосновала тем, что ее сын ФИО1, погиб 14.12.2001г. при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской республике.
В связи с гибелью сына в 2002 году ей было выдано удостоверение о праве на льготу, предусмотренные законодательством, как родителю военнослужащего, погибшего при исполнению обязанностей военной службы и с этого времени она пользовалась льготами наравне с участниками Великой Отечественной войны.
После внесения изменений в закон «О ветеранах» ей с 01.01.2005 года была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 600 рублей, что значительно ниже ЕДВ, выплачиваемой ветеранам и участниками Великой Отечественной войны.
УПФ РФ в Автозаводском районе г.Тольятти в назначении ей выплаты в размере равном для участников ВОВ ей было отказано. С чем она не согласна и обратилась в суд с настоящим иском.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
Ответчик просит указанное решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит законных оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.89г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, распространяются на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте.
Судом установлено, что сын истицы – ФИО1 погиб 25.04.2002г. при исполнении военного долга в Чеченской республике, в связи с чем, истице военкоматом было выдано удостоверение, дающее ей право на получение льгот и преимуществ, установленных для родителей и жен погибших военнослужащих.
Истица Воронина З.Д. пользовалась льготами, установленными законодательством для участников ВОВ в соответствии со ст.7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения» и на нее распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.
В связи с принятием ФЗ-122 от 22.08.2004г. в несении изменений в закон «О ветеранах» натуральные льготы были заменены на денежные выплаты. Истице была установлена ЕДВ в размере 600 рублей.
Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон "О ветеранах" определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.
С учетом предписаний Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" и Федерального закона "О ветеранах" Воронина З.Д. до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1.500 рублей (в 2005 году, согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - 1 050 рублей), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий - 600 рублей (в 2005 году - 150 рублей).
Возлагая на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты населения (статья 7), Конституция Российской Федерации вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы ее предоставления тем или иным категориям граждан.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной. Однако, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки
Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона "О ветеранах", не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях пункта 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Признание данной нормы абзацем вторым пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратившей силу не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.
Изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
По смыслу статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).
Следовательно, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона "О ветеранах" (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере, не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
В силу изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что истице, ранее пользовавшейся льготами в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.89г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", ЕДВ должна быть предоставлена в размере, установленном для участников ВОВ, и обоснованно удовлетворил ее исковые требования в этой части.
На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным. Позиция, изложенная судом в решении, подтверждается Определением Конституционного Суда РФ № 331-О-П от 04.04.2007г..
Однако решение суда подлежит уточнению в части срока, с которого подлежит перерасчету ЕДВ – с 04 апреля 2007 года с даты вступления в силу указанного Определения Конституционного суда.
Кассационной жалобы не содержат доводов, опровергающих выводы решения суда.
Руководствуясь ст.ст.36-364 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Волжского райсуда Самарской области от 01 сентября 2010 года оставить без изменения, уточнить резолютивную часть решения в части указания периода перерасчета ежемесячных денежных выплат:
«Исковые требования Ворониной Зои Дмитриевны удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Волжском районе Самарской области назначить Ворониной З.Д. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, и произвести перерасчет Ворониной З.Д. ежемесячных денежных выплат, установленных для участников Великой Отечественной войны, начиная с 04.04.2007г.»
Председательствующий:
Судьи: