О возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о противопожарной безопасности.



Судья: Евдокименко А.А. гр. дело № 33-9910

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 сентября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Лазарева Н.А.,

судей Минеевой О.Г., Пискуновой М.В.,

с участием прокурора Шабановой Ю.Н.,

при секретаре Ибятуловой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам представителей Министерства имущественных отношений Самарской области и Министерства образования и науки Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 22.07.10, которым постановлено:

«Иск Прокурора Железнодорожного района города Самары в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить и обязать - государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №Номер обезличен», Правительство Самарской области, Министерство образования и науки Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения здания образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством, а именно: 1) разработать в соответствии с ГОСТ Р Номер обезличен планы эвакуации людей в случае пожара и выполнить их в фотолюминесцентном исполнении; 2) оборудовать второй эвакуационный выход из столовой, где одновременно пребывает более 50-ти человек; 3) предусмотреть эвакуационный выход из подвального помещения, непосредственно ведущий наружу, обособленный от общих лестничных клеток здания; 4) отделить спальные помещения в корпусе здания от других помещений противопожарными стенами или перегородками».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Минеевой О.Г., объяснения представителя Министерства образования и науки Самарской области – Ерохина Е.М. (по доверенности), представителя Правительства Самарской области – Назмеевой Г.Х. (по доверенности), в поддержание доводов кассационных жалоб, объяснения директора Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4, 1 вида» - Милькиной Л.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Железнодорожного района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Государственному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Номер обезличен, 1 вида», Правительству Самарской области, Министерству образования и науки Самарской области и Министерству имущественных отношений Самарской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о противопожарной безопасности. В обоснование своих требований ссылался на то, что в ходе прокурорской проверки соблюдения Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Государственном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат Номер обезличен, 1 вида в г. Самаре, были установлены многочисленные нарушения Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения: допускается применение горючих материалов для отделки стен и потолков на путях эвакуации (коридор второго этажа), отсутствует противопожарный люк (аварийный выход в чердачное помещение) с пределом огнестойкости не ниже ЕI 30, отсутствует второй эвакуационный выход из столовой, где одновременно пребывает более 50 человек, не предусмотрен эвакуационный выход из подвального помещения непосредственно ведущий наружу, обособленный от общих лестничных клеток здания, и другие нарушения. На основании изложенного прокурор просил суд обязать ответчиков провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания общеобразовательного учреждения, расположенного в Адрес обезличен, в соответствие с действующим законодательством.

В ходе судебного разбирательства прокурор свои требования уточнил, просил суд обязать ответчиков провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания общеобразовательного учреждения, расположенного в Адрес обезличен соответствие с действующим законодательством: разработать в соответствии с ГОСТ Р Номер обезличен планы эвакуации людей в случае пожара и выполнить их в фотолюминесцентном исполнении; оборудовать второй эвакуационный выход из столовой, где одновременно пребывает более 50 человек; предусмотреть эвакуационный выход из подвального помещения, непосредственно ведущий наружу, обособленный от общих лестничных клеток здания; отделить спальные помещения в корпусе здания от других помещений противопожарными стенами или перегородками.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационных жалобах представители Министерства имущественных отношений Самарской области и Министерства образования и науки Самарской области просят решение суда отменить, считают его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом было установлено, что в ходе проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности в школе-интернате Номер обезличен были выявлены нарушения требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», что подтверждается актом проверки № 25 от 24.02.10.

На момент рассмотрения дела судом первой инстанции часть нарушений норм пожарной безопасности, отраженных в указанном акте, не была устранена.

Согласно статье 38 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Из материалов дела следует, что имущество, закрепленное за Государственным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Номер обезличен, 1 вида», на праве оперативного управления, является собственностью Самарской области.

В соответствии со ст.86 Устава Самарской области Правительство Самарской области разрабатывает для представления Губернатором Самарской области на рассмотрение Самарской Губернской Думы проект бюджета Самарской области на очередной финансовый год; обеспечивает исполнение бюджета Самарской области и готовит отчет об исполнении бюджета Самарской области; управляет и распоряжается собственностью Самарской области в соответствии с законами Самарской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Самарской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1, 2.2 Положения о Министерстве образования и науки Самарской области, утвержденного постановлением Губернатора Самарской области от 23.03.04 №73, Министерство образования и науки Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим на территории Самарской области государственную политику в сфере образования и науки и обеспечивающим реализацию конституционного права граждан на образование, а также поддержку на территории Самарской области различных форм образования и самообразования.

В рамках закрепленных предметов ведения Министерство наделяется следующими полномочиями - совместное с Министерством имущественных отношений Самарской области учредительство образовательных учреждений и учреждений, создаваемых для реализации отдельных функций государственного управления в сфере образования и науки, осуществление полномочий учредителя в отношении находящихся в его ведении учреждений; финансирование в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств; формирование в установленном действующим законодательством порядке бюджетных заявок на финансирование находящихся в ведении Министерства расходов из областного и федерального бюджетов.

К компетенции Министерства имущественных отношений Самарской области относится контроль эффективности использования государственного имущества.

Министерство имущественных отношений Самарской области в соответствии с п. 1.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства от 20.06.07 №79, является органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области.

Статьей 6 Закона Самарской области от 03.04.02 № 15-ГД (редакция от 07.05.10) «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области» на Министерство имущественных отношений возложена обязанность осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества Самарской области, закрепленного за предприятиями на праве хозяйственного ведения, учреждениями на праве оперативного управления, а также переданного в установленном порядке другим лицам, и в случае нарушения установленных Правил принимать необходимые меры в соответствии с действующим законодательством.

В силу п.6.8 Устава ГУ(К)ОУ школа-интернат Номер обезличен обязуется использовать имущество, передаваемое в оперативное управление, для осуществления предусмотренной его уставом деятельности и обеспечивать сохранность передаваемого имущества, его эффективное использование, осуществлять эксплуатацию в соответствии с установленными нормами и правилами, своевременно производить капитальный и текущий ремонт.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации «О техническом регулировании», и в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное и установленное, суд пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения здания образовательного учреждения в соответствие с требованиями норм пожарной безопасности являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы кассационных жалоб представителей Министерства имущественных отношений Самарской области и Министерства образования и науки Самарской области о том, что они не являются надлежащими ответчиками по делу, не могут быть приняты во внимание, поскольку эти доводы были рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 22.07.10 оставить без изменения, кассационные жалобы представителей Министерства имущественных отношений Самарской области и Министерства образования и науки Самарской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: