Об оспаривании решения Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области.



Судья: Евдокименко А.А. Дело № 33-9906

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 сентября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Лазарева Н.А.

Судей Минеевой О.Г., Пискуновой М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 22.07.2010 года, которым постановлено:

«Заявление некоммерческой организации «Территориальное общественное самоуправление №15 Центрального района городского округа Тольятти» - удовлетворить - признать незаконным - решение в форме уведомления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в государственной регистрации «Территориального общественного самоуправления №15 Центрального района городского округа Тольятти» при создании и обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области - осуществить государственную регистрацию создания - некоммерческой организации «Территориальное общественное самоуправление №15 Центрального района городского округа Тольятти».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пискуновой М.В., проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Некоммерческая организация «Территориальное общественное самоуправления № 15 Центрального района городского округа Тольятти» обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения в форме уведомления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области Номер обезличен от 30 марта 2010 года об отказе в государственной регистрации «Территориального общественного самоуправления №15 Центрального района городского округа Тольятти» при создании, указав, что Дата обезличена года состоялась конференция, на которой было принято решение о создании Территориального общественного самоуправления №15 в форме некоммерческой организации.

Дата обезличена года заявитель обратился в Управление министерства юстиции РФ по Самарской области за регистрацией создания некоммерческой организации, в которой ему было отказано.

С данным отказом заявитель не согласен по следующим основаниям: по п.1 уведомления об отказе в государственной регистрации доводы Управления Минюста РФ по Самарской области о несоответствии устава Территориального общественного самоуправления требованиям п.3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» полагают несостоятельными, поскольку требования п.3 ст. 14 Закона действительно предусматривают обязательное указание в Уставе некоммерческой организации, предмета и цели деятельности, источники формирования имущества некоммерческой организации.

Заявитель считает, что Устав Территориального общественного самоуправления содержит главу 2 «Цели, задачи, основные направления деятельности Территориального общественного самоуправления», в которой раскрыты цели создания Территориального общественного самоуправления (п.2.1) и основные направления деятельности Территориального общественного самоуправления (п.2.3), которые и являются предметом деятельности Территориального общественного самоуправления.

Тот факт, что в тексте Устава основные направления деятельности Территориального общественного самоуправления не названы буквально предметом деятельности, по мнению заявителя, не означает несоответствие его требованиям Закона.

Согласно ч. 1 ст.24 Закона некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Предмет деятельности организации - это и есть осуществляемые ею виды деятельности или, в данном случае, основные направления деятельности Территориального общественного самоуправления, перечисленные в п.2.3 Устава.

Источники формирования имущества Территориального общественного самоуправления перечислены в главе 4 Устава, это: собственные финансовые средства, добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, средства бюджета городского округа Тольятти (п.4.1), прибыль от осуществления предпринимательской деятельности по обслуживанию населения (п.4.8), иные не запрещенные законом поступления.

Далее заявитель указывает, что указание в уведомление о несоответствии Устава п. 3 ст. 29 ФЗ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», также является необоснованным, поскольку глава 3 Устава соответствует требованиям п. 3 ст.29 Закона, в виду того, что досрочное прекращение полномочий исполнительных органов Территориального общественного самоуправления (Совета Территориального общественного самоуправления и председателя Совета Территориального общественного самоуправления) по решению высшего органа - конференции граждан — предусмотрено п.3.20, подп. «б» п.3.21, подп. «г» п.3.24 Устава Территориального общественного самоуправления.

В соответствии с п.3 ст.29 Закона к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится определение принципов формирования и использования ее имущества.

В соответствии с указанной нормой Закона п.4.7 Устава Территориального общественного самоуправления содержит указание на то, что все вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом Территориального общественного самоуправления решаются конференцией граждан.

В соответствии с п. 4.8 Устава Совет Территориального общественного самоуправления вправе осуществлять предпринимательскую деятельность по обслуживанию населения также, по решению конференции граждан.

Таким образом, по мнению заявителя, в данной части Устав также не противоречит требованиям законодательства РФ.

Указание в пункте 3 уведомления о том, что представленный на государственную регистрацию Протокол Номер обезличен конференции граждан по организации и осуществлению «ТОС № 15 Центрального района г.о. Тольятти» не содержит принятия решения по вопросу о наделении или не наделении Организации статусом юридического лица, заявитель также считает необоснованным, поскольку Закон в качестве основания для отказа в государственной регистрации предусматривает противоречие учредительных документов некоммерческой организации Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

К учредительным документам Территориального общественного самоуправления согласно ст. 14 Закона относится Устав Территориального общественного самоуправления, протокол конференции граждан.

При этом в ст.23.1 Закона не содержится указания на противоречие учредительных документов муниципальным правовым актам, каковым является решение Думы городского округа Тольятти от 21 ноября 2007 года №776 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти», и соответственно, выявленное Управлением нарушение Положения о Территориальном общественном самоуправлении, в соответствии с п. 48 которого на собрании граждан должно быть осуждено и принято решение по вопросу о наделении или не наделении территориального общественного самоуправления статусом юридического лица, само по себе не может быть положено в основу отказа в государственной регистрации Территориального общественного самоуправления.

Аналогичное возражение заявителем указано по поводу нарушения нормы представительства, установленной Положением о Территориальном общественном самоуправлении, указанного в п.4 уведомления.

В соответствии с ч. 5 ст. 13.1 Закона для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляется, в том числе, решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов.

Поскольку Закон не содержит требования представить решение о наделении или не наделении некоммерческой организации статусом юридического лица, само по себе утверждение конференцией граждан Устава Территориального общественного самоуправления, в котором указано на то, что Территориальное общественное самоуправление является юридическим лицом, уже означает принятие решения по данному вопросу.

Утверждение Управления в уведомление об отказе, о том, что конференция граждан неправомочна в связи с нарушением норм представительства, установленных Положением о Территориальном общественном самоуправлении, выходит за рамки компетенции уполномоченного органа, поскольку согласно п.5.1 ст. 13.1 Закона уполномоченный орган иди его территориальный орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, указанных в п.5 настоящей статьи.

Закон не содержит такого основания для отказа в государственной регистрации как оформление необходимых для государственной регистрации документов в ненадлежащем порядке. Данная формулировка основания для отказа содержалась в Законе до Дата обезличена года, после чего была изменена, и в настоящее время в соответствии с п.4 ч.1 ст.23.1 Закона в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано только в том случае, если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо представлены в ненадлежащий орган.

Если представленный уполномоченным лицом на государственную регистрацию пакет документов соответствовал перечню, указанному в п.5 ст. 13.1 Закона, то Управление не вправе отказывать в регистрации на том основании, что Устав оформлен ненадлежащим образом.

Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, заявитель полагает, что Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области необоснованно отказало в регистрации Территориальному общественному самоуправлению № 15., в связи с чем, заявитель просил суд признать незаконным оспариваемое решение и обязать Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области зарегистрировать Территориальное общественное самоуправление № 15 Центрального района городского округа Тольятти.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области в кассационной жалобе считает незаконным и просит отменить.

Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит значимых оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям: 1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; 2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием; 3) если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан; 4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган; 5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона; 6) если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации; 7) если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения; 8) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1.1 настоящей статьи, то есть в случае, не устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок если представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, оформлены в ненадлежащем порядке, и государственным органом принималось решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, на срок не более чем на три месяца.

Судом было установлено, что Дата обезличена года на конференции граждан Центрального района г. Тольятти было принято решение о создание Территориального общественного самоуправления № 15 в форме некоммерческой организации, в связи с чем, ТОС № 15 в лице председателя ФИО1 Дата обезличена года обратилась в Управление министерства юстиции РФ по Самарской области с заявлением о регистрации организации, предоставив Устав, и иные документы.

Уведомлением от Дата обезличена года Управление МЮ РФ по Самарской области отказало в государственной регистрации ТОС № 15 Центрального районного г.о. Тольятти, при наличии указанных выше оснований, по мнению государственного органа, а именно:

Государственный орган счел, что в нарушении пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в уставе заявителя не определен предмет деятельности некоммерческой организации, а также источники формирования имущества организации;

Кроме этого, Управление указало, что в нарушении пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в уставе заявителя не определено, что решение по вопросам досрочного прекращения полномочий исполнительных органов организации, а также определение принципов формирования и использования ее имущества относится к исключительной компетенции Конференции граждан;

Далее, государственный орган счел, что в нарушении пункта 48 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти, утвержденного Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от Дата обезличена года Номер обезличен в представленном на государственную регистрацию протоколе Номер обезличен конференции граждан по организации и осуществлению «ТОС № 15 Центрального района городского округа Тольятти», отсутствуют сведения о принятии решения по вопросу о наделении или не наделении Организации статусом юридического лица;

Далее, Управление указало на то, что в нарушении пункта 5 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти, утвержденного Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от Дата обезличена года Номер обезличен на учредительную конференцию должны были быть избраны 40 делегатов, однако как следует из протокола Номер обезличен конференции граждан по организации и осуществлению «ТОС № 15 Центрального района городского округа Тольятти» фактически было избрано делегатов 54 человека, в связи с чем, Управление считает, что конференция не правомочна, и её итоги, а также соответствующий протокол недействительными, на основании чего был сделан вывод о том, что документы, необходимые для государственной регистрации, представлены не полностью.

Однако, указанные выше доводы, явившиеся основанием для отказа в регистрации организации, судом первой инстанции были признаны несостоятельными и не соответствующими действительности, с чем судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку доводы о том, что в Уставе заявителя в нарушении ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» отсутствует указание на предмет и цели деятельности некоммерческой организации, и на источники формирования имущества, не соответствуют действительности, в виду того, что в главе 2 Устава заявителя достаточно подробно изложены цели и предмет деятельности заявителя, а отсутствие в тексте главы с названием «предмет деятельности», само по себе не свидетельствует о несоответствие Устава законодательству, притом, что в главе 4 Устава заявителя раскрыты источники формирования имущества заявителя.

Доводы о несоответствии Устава требованиям ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части отсутствия в Уставе указания на то, что решение по вопросам досрочного прекращения полномочий исполнительных органов организации, а также определение принципов формирования и использования ее имущества относится к исключительной компетенции Конференции граждан, также не соответствует действительности, поскольку соответствующие положения в Уставе заявителя определены в пунктах 3, 20, 3.21, 3.24, 4.7 и 4.8 Устава.

При этом судом правомерно было указано, что толкование соответствующих условий Устава, и, мнение регистратора по их правоприменению, не может быть принято во внимание при рассмотрении данного спора.

Доводы о нарушении заявителем пункта 48 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти, утвержденного Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от Дата обезличена года Номер обезличен в части отсутствия в протоколе Номер обезличен конференции граждан по организации и осуществлению «ТОС № 15 Центрального района городского округа Тольятти» сведений о принятии решения по вопросу о наделении или не наделении организации статусом юридического лица, также являются необоснованными, в виду того, что данное указание на наделение ТОС статусом юридического лица содержится в пункте 1.2 Устава заявителя, который утвержден конференцией, на которой избран представитель уполномоченный представлять заявителя при государственной регистрации, что свидетельствует о том, что конференция приняла решение о наделение создаваемой организации статусом юридического лица.

Установленное судом при проведении конференции нарушение пункта 5 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти, утвержденного Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от Дата обезличена года Номер обезличен в части несоответствия количества делегатов нормам представительства, установленным указанным положением, так как вместо 40 делегатов фактически в конференции принимало участие 54, само по себе не может свидетельствовать о полной ничтожности протокола Номер обезличен конференции граждан по организации и осуществлению «ТОС № 15 Центрального района городского округа Тольятти», и, как указал суд, следовательно, не свидетельствует о не предоставлении указанного документа на регистрацию, в виду того, что превышение количества делегатов не коим образом не могло отразиться на результатах голосования, так как все решения были приняты единогласно 53 голосами «за», один человек, из числа имеющих право голосовать, в голосовании участия не принимал.

При указанных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленные заявителем на регистрацию документы соответствуют требованиям действующего законодательства, документы были представлены в полном объеме необходимом для проведения государственной регистрации некоммерческой организации, в связи с чем, признал, отсутствие оснований указанные в пунктах 1 и 4 ст. 23.1 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О некоммерческих организациях» для отказа в проведении регистрации у государственного органа.

Доводы жалобы о том, что принятое во внимание судом обстоятельство регистрации ранее на основании аналогичных документов более 40 некоммерческих организаций, не может быть положено в основу принятия судом решения в связи с не установлением количества данных организаций в судебном заседании, судебная коллегия не может принять во внимание в качестве безусловного основания для отмены правильного по существу решения суда при наличии указанных выше обстоятельств.

Судебная коллегия полагает, что суд в соответствии со ст. 258 ГПК РФ, признав заявление обоснованным, правомерно принял решение об обязанности Управления осуществить государственную регистрацию создания некоммерческой организации.

Другие доводы кассационной жалобы, указывающие на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, также не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ для отмены решения суда, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 22.07.2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Адрес обезличен – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: