По иску прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении к принятию мер по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства



Судья: Орлова Л.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

гр. дело № 33-10403

12 октября 2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Акининой О.А.

судей Кирюхиной Т.Н., Сорокиной Л.А.

при секретаре Романовой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Промышленного районного суда г. Самары от 09.09.2010 года, которым постановлено:

«Обязать Администрацию городского округа Самара и МДОУ детский сад № № Промышленного района г. Самары устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в здании МДОУ детский сад № №

Обязать администрацию МДОУ детский сад № № Промышленного района г. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия, а именно:

- оборудовать искусственное освещение 50% территории детских площадок в срок до 15.09.2010 года;

- обеспечить достаточное количество теневых навесов, оборудовать деревянные полы до 15.09.2011 года;

- игровые площадки и физкультурную площадку оборудовать рекомендуемым игровым оборудованием до 15.09.2011 года;

- умывальники установить на высоту, соответствующую росту детей, до 15.09.2010 года;

- во всех группах установить умывальные раковины для персонала до 15.09.2011 года;

- в группах № 1, 4, 10, 12 увеличить количество раковин до 3-4 до 15.09.2011 г;

- в группах № 4, 6, 7, 11, 12 увеличить количество унитазов до 4 до 15.09.2011;

- в музыкальном зале, двух группах, медицинском кабинете обои заменить на краску до 15.09.2010 года;

- обеспечить достаточный уровень искусственной освещенности в групповых, подтвердить результатами замеров до 15.09.2010 года;

- отопительные приборы в группах оградить съемными деревянными решетками до 15.11.2011 года;

- провести химическую чистку ковров и постельных принадлежностей до 15.09.2010 года;

- на пищеблоке оборудовать ванну для охлаждения третьих блюд до 15.09.2011 года».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кирюхиной Т.Н., объяснения представителя Администрации г.о. Самара – Базилиной Ж.П. (по доверенности от 07.06.2010г.) и представителя департамента образования Администрации г.о. Самара – Гуляевой К.С. (по доверенности от 28.06.2010г.), поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Промышленного района г. Самары обратился в суд иском к МДОУ детский сад № № Промышленного района г. Самары, Администрации г.о. Самара, департаменту образования администрации г.о. Самара, департаменту управления имуществом г.о. Самара о понуждении к принятию мер по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, указав, что в ходе проверки прокуратурой Промышленного района установлено, что МДОУ № № действует без лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок действия лицензии МДОУ № № истец ДД.ММ.ГГГГ Основной причиной осуществления образовательной деятельности без лицензии является отсутствие положительного заключения Роспотребназора вследствие ряда нарушений норм санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенных в учреждении, о чем свидетельствует предписание № от ДД.ММ.ГГГГ Устранить имеющиеся нарушения самостоятельно МДОУ детский сад № № не может, ввиду того, что на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми дошкольное образовательное учреждение не располагает. Администрация г.о. Самара, департамент управления имуществом г.о. Самара не выделяют достаточных средств на устранение указанных недостатков, несмотря на то, что об имеющихся нарушениях им известно. Прокурор Промышленного района г.о. Самара просил суд понудить Администрацию г.о. Самара, департамент образования г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара, МДОУ детский сад № № провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения санитарно-эпидемиологического состояния детского сада № № в соответствие с действующим законодательством.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 (в редакции от 28.09.2010г.) «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 51 названного Закона, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ч. 1 ст. 41 Закона, деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006г. № 294 (ред. от 24.06.2010г.) к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль за исполнением данного бюджета.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ (в редакции от 28.09.2010г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.3 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 27.12.2007г. № 516 (ред. от 27.05.2010г.), в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета городского округа до 1 июня текущего года отраслевые органы администрации городского округа (в том числе Департамент образования г.о. Самара), прямые получатели средств бюджета городского округа представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа.

В соответствии со ст. 6 БК РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством.

Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Промышленного района г. Самары проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и о лицензировании отдельных видов деятельности. В ходе проверки установлено, что МДОУ детский сад № № действует без лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок лицензии истек ДД.ММ.ГГГГ. Основной причиной осуществления образовательной деятельности без лицензии является отсутствие положительного заключения Роспотребнадзора вследствие ряда нарушений норм санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенных в учреждении.

ДД.ММ.ГГГГ специалистом экспертом Роспотребнадзора Самарской области в МДОУ детский сад № № выявлены нарушения санитарного законодательства, условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений людей. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание на устранение нарушений санитарных норм и правил (л.д. 28-29).

Повторно обследование МДОУ детский сад № № на предмет соблюдения требований санитарного законодательства проведено ДД.ММ.ГГГГ. При обследовании установлено, что ряд нарушений устранены, однако нарушения по 13 пунктам не устранены (л.д. 27).

Судом установлено, что руководство МДОУ детский сад № № неоднократно обращалось в департамент образования администрации г.о. Самара с просьбой выделить необходимые денежные средства для устранения нарушений. Однако до настоящего времени необходимое финансирование не обеспечено.

Установлено также, что без привлечения дополнительных средств МДОУ детский сад № № самостоятельно не может устранить выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства из-за отсутствия денежных средств.

Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Суд обосновано не принял во внимание доводы департамента образования администрации г.о. Самара о том, что не истек срок выполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данное обстоятельство не освобождает от установленной законом обязанности обеспечить соблюдение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Предписание от ДД.ММ.ГГГГ является повторным, срок устранения недостатков по предыдущему предписанию от ДД.ММ.ГГГГ истек, с требованием о понуждении к исполнению предписания в суд обратился не орган, выдавший данное предписание - Роспотребнадзор по Самарской области, а прокурор.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что Администрацией г.о. Самара не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил, что создает опасные условия нахождения в здании образовательного учреждения детей, воспитателей, родителей воспитанников, а также иных лиц, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, обязал Администрацию г.о. Самара и МДОУ детский сад № № устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в здании МДОУ детский сад № № и выполнить конкретные организационно-хозяйственные мероприятия в установленный срок.

Доводы Администрации г.о. Самара в кассационной жалобе о том, что требования прокурора преждевременны, поскольку МДОУ детский сад №№ принимает меры по устранению выявленных нарушений, часть нарушений устранены, сроки устранения других нарушений перенесены, не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Промышленного районного суда г. Самары от 09 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: