Судья: Сметанина О.Н. гр.дело № 33-10470/2010
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 октября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Ермаковой Е.И.,
Судей: Калинниковой О.А., Захарова С.В.,
с участием прокурора Хуснутдиновой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Мэрии г.о.Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 30 августа 2010 года, которым постановлено:
«Иск удовлетворить частично.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Кузнецову Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расположенное в городском округе Тольятти жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающему санитарным и техническим нормам.
В удовлетворении требований об обязании Правительства Самарской области выделить денежные средства в необходимом объеме на приобретение жилого помещения - отказать».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., возражения Кузнецова Е.А. на доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Хуснутдиновой А.Р., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г.о. Тольятти без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Автозаводского района г.о. Тольятти, действуя в интересах Кузнецова Е.А., обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти, Правительству Самарской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности выделить необходимые денежные средства.
В обоснование требований указал, что Кузнецов Е.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Кузнецова М.А. бросила ребенка у чужих людей, отца у него нет, сведения об отце записаны со слов матери. До совершеннолетия Кузнецов Е.А. проживал у опекуна Лободиной Е.Т. Какого либо жилья за ним не закреплено. В настоящее время Кузнецов Е.А. работает в ОВО при УВД Автозаводского района г. Тольятти, проживает и зарегистрирован по адресу: г. Тольятти, ул.Южное шоссе, 67-195. В 2010 году он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени, в нарушении норм жилищного законодательства и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жильем во внеочередном порядке не обеспечен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Кузнецову Е.А. во внеочередном порядке жилое помещение в г.о. Тольятти не ниже установленных социальных норм, а также возложить на Правительство Самарской области обязанность выделить денежные средства в необходимом объеме для приобретения жилья.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Мэрия г.о. Тольятти просит решение отменить, считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан, интересов общества и государства.
Из материалов дела видно, что Кузнецов Е.А. родился 05.08.1987 года в г. Тольятти.
Судом установлено, что его мать Кузнецова М.А., 13.09.1990 года бросила ребенка у чужих людей, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери.
Решением Совета народных Депутатов Комсомольского р-на г.Тольятти от 25.05.1991 года № 253 Кузнецову Е.А. был назначен опекун - Лободина Е.Т.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от 03.08.2001 года Кузнецов Е.А. признан лицом оставшимся без попечения родителей.
С 01.09.1991 года по 31.08.1995 года Кузнецов Е.А. обучался в МОУ школе № Комсомольского р-на г.Тольятти, со 2 по 5 класс обучался в МОУ школе № г. Тольятти, с 5 по 9 класс в МОУ школе № г. Тольятти. С 01.09.2002 года по 30.06.2005 года обучался Тольяттинском профессиональном училище №.
С 2005 года по 2008 года Кузнецов Е.А. работал в ООО «Тольяттинский Трансформатор», в настоящее время проходит службу в ОВО при УВД по Автозаводскому району г. о. Тольятти в должности милиционера.
Из выписки из поквартирной карточки видно, что Кузнецов Е.А. зарегистрирован по адресу: г. Тольятти, Южное шоссе, 67-195.
Закрепленного жилья Кузнецов Е.А. не имеет.
Согласно справки МП «Инвентаризатор» и сообщению ГУ ФРС по Самарской области, жилые помещения в собственности Кузнецова Е.А. отсутствуют.
На основании распоряжения главы Администрации Автозаводского района г. Тольятти № от 19.09.2005 г. он принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
При этом, в силу закона, как правильно указал суд, Кузнецов Е.А. имеет право на внеочередное предоставления жилья, что ответчиками не оспаривалось, однако, в нарушении требований ст. 57 ЖК РФ и после прекращении опеки (попечительства), жильем не обеспечен, чем нарушаются его жилищные права.
Давая оценку исследованным доказательствам, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, учитывая, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом Самарской области № 115-ГД от 24.10.2006 года «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», переданы органам местного самоуправления, а Кузнецов Е.А. проживает в г. Тольятти, суд законно и обоснованно удовлетворил требования прокурора, обязав Мэрию г.о. Тольятти предоставить ему жилое помещение по установленным социальным нормам.
Также правильно суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения в судебном порядке требований прокурора о возложении обязанности на Правительство Самарской области выделить денежные средства на приобретение жилого помещения, поскольку порядок предоставления органом исполнительной власти субъекта субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области урегулирован специальными нормативно-правовыми актами.
Ссылки мэрии г.о. Тольятти на то, что при реализации права Кузнецова Е.А. на внеочередное получение жилья должны соблюдаться права иных граждан, принятых на учет ранее него, обоснованно не приняты во внимание, поскольку разрешение судом требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от времени постановки на учет.
Право оставшегося в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей Кузнецова Е.А., не имеющего закрепленного жилья, на обеспечение его жилым помещением во внеочередном порядке после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания и прекращения опеки (попечительства), не может быть поставлено в зависимость и от каких либо иных условий, в том числе от вопросов финансового обеспечения.
Доводы кассационной жалобы Мэрии г.о. Тольятти о неправильной оценке судом обстоятельств дела и исследованных доказательств, неправильном применении закона по вышеуказанным основаниям несостоятельны.
Ссылки представителя ответчика на нормы Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», не могут быть учтены.
Данный закон не отменяет действие ЖК РФ, а определяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен законом.
Статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Обязанность по предоставлению жилья законом возложена и на органы местного самоуправления. Мэрия г.о. Тольятти осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.
В связи с изложенным довод Мэрии г.о. Тольятти о том, что осуществление Мэрией полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан возможно только в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов, и довод о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, являются необоснованными.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Мэрии г.о. Тольятти - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: