Об оспаривании бездействия Минимущества



Судья: Занкина Е.П. гр.дело № 33-9976/2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 октября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Ермаковой Е.И.,

Судей Калинниковой О.А., Захарова С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Козлова С.С. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 13 августа 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении жалобы Козлова С.С. о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений по Самарской области - отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Козлов С.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Министерства имущественных отношений по Самарской области.

В обоснование требований указал, что 16.12.2009г. он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1488,60 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, в районе ЖСК «Красный пахарь», участок б/н, для ведения садоводства в порядке п. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О Земле». Вместе с заявлением приложил все необходимые документы, а именно: в подтверждение отсутствия прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок, а также отсутствия зарегистрированных прав заявителя на земельные участки - выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения из УФАКОН; план границ земельного участка; сведения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, согласно которым рассматриваемый земельный участок находится в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Использование земельного участка под садоводство соответствует основным разрешенным видам использования недвижимости для данной территориальной зоны, а также указанный земельный участок не находится в границах красных линий и не является территорией общего пользования. Поэтому считает, что в соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74, у Министерства имущественных отношений отсутствовали основания для сбора дополнительной информации об испрашиваемом земельном участке, так как документы, содержащие необходимую информацию, были приложены им к заявлению. Однако, из писем Министерства ему стало известно, что по его заявлению были направлены дополнительные запросы в министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, а также департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с просьбой сообщить о том, были ли зарегистрированы права третьих лиц до 05.08.1998 г. на данный земельный участок, а также относится ли земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам). Считает, что указанные запросы Министерством были направлены в нарушении Порядка, спустя более чем шесть месяцев после его обращения о предоставлении земельного участка. В соответствии с Порядком предоставления земельных участков, после получения запрашиваемой информации, при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство должно направить в уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Указанные действия до настоящего времени не произведены, ввиду чего наблюдается бездействие Министерства, поскольку его заявление о предоставлении указанного земельного участка поступило в министерство более полугода назад.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Козлов С.С. просил суд признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области по вопросу рассмотрения его заявления от 16.12.2009 года № о предоставлении земельного участка, площадью 1488,60 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, в районе ЖСК «Красный пахарь», участок б/н. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему заявлению направить в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Козлов С.С. просит решение отменить, как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

-нарушены права и свободы гражданина;

-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, с 01.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 №74.

Приложением № 2 к вышеуказанному Порядку установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка.

Как установлено судом, 16.12.2009г. Козлов С.С. обратился в Министерство имущественных отношений по Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1488,6 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, в районе ЖСК «Красный пахарь», участок б/н, для ведения садоводства.

Из материалов дела также усматривается, что на момент рассмотрения судом настоящего дела, решение по заявлению Козлова С.С. Министерством имущественных отношений по Самарской области не принято.

Согласно пункту 2.4 Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.

Судом установлено, что в предусмотренный указанным выше Порядком двухнедельный срок со дня обращения Козлова С.С. с заявлением, 13.01.10г. Министерством имущественных отношений по Самарской области был направлен запрос в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области о предоставлении информации о том, относится ли испрашиваемый земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам) (л.д. 15).

Поскольку необходимая информация получена не была, 08.07.2010 г. аналогичный запрос был направлен Министерством повторно.

Необходимая информация Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды по Самарской области была направлена в адрес Министерства имущественных отношений лишь 14.07.2010 года, согласно которой испрашиваемый Козловым С.С. земельный участок, к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, находящихся в распоряжении департамента лесного хозяйства, не относится (л.д.16).

В обоснование заявленных требований Козлов С.С. ссылался на то, что при обращении с заявлением в Министерство имущественных отношений он приобщил к заявлению сведения из Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды по Самарской области от 09.12.2009 года, согласно которому испрашиваемый земельный участок в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, к землям лесного фонда не относится, что заинтересованным лицом не оспаривалось.

Однако, представленные Козловым С.С. сведения не содержали информации об отнесении испрашиваемого земельного участка к городским лесам.

Вместе с тем, суд правильно указал, что данная информация была необходима Министерству для определения правовой возможности представлении земельного участка в собственность заявителя, поскольку согласно ст. ст. 3, 6, 11 Лесного кодекса РФ, ст. ст. 3, 85 Земельного кодекса РФ лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно - правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации.

Согласно п. 12 Приложения № 2 к Порядку предоставления земельных участков…, при необходимости могут быть затребованы сведения о принадлежности испрашиваемого земельного участка к лесным участкам земель населенных пунктов либо земель лесного фонда.

Таким образом, суд обоснованно указал, что до получения указанной информации, согласно п. 2.4 Порядка, у Министерства имущественных отношений отсутствовали основания для обращения в уполномоченный орган местного самоуправления – Департамент управления имуществом г.о. Самара по вопросу об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

При этом, каких либо определенных сроков для обращения Министерства по указанному выше вопросу в уполномоченный орган местного самоуправления, Порядком не установлено.

При таких обстоятельствах, давая оценку исследованным доказательствам как каждому в отдельности, так и в их совокупности, правильно применяя и толкуя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд пришел к правильному выводу о том, что Министерством имущественных отношений Самарской области бездействия при рассмотрении заявления Козлова С.С. не допущено, права и свободы Козлова С.С. действиями Министерства не нарушены, препятствий к осуществлению прав и свобод не создано, в связи с чем законно и обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.

Доводы кассационной жалобы Козлова С.С. о неправильной оценке судом обстоятельств дела и исследованных доказательств, неправильном применении закона по вышеуказанным основаниям несостоятельны.

Доводы Козлова С.С. в кассационной жалобе о том, что его заявление не было рассмотрено Министерством имущественных отношений в установленный законом месячный срок со дня обращения с заявлением, не могут быть учтены судебной коллегией, поскольку такой срок Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74, не предусмотрен.

В соответствии с п. 3.3 Порядка.., после получения утвержденной уполномоченным органом местного самоуправления г.о. Самара схемы расположения земельного участка, осуществления заявителем за свой счет выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и государственного кадастрового учета земельного участка, в двухнедельный срок с момента предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка, Министерство принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность.

Как усматривается из материалов дела, испрашиваемый Козловым С.С. земельный участок до настоящего времени не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен.

Материалами дела подтверждается, что необходимая для рассмотрения заявления Козлова С.С. информация из Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области запрошена Министерством имущественных отношений по Самарской области в установленный Порядком 2-х недельный срок.

Бездействие Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области Козловым С.С. не оспаривалось.

Оснований полагать, что срок и порядок рассмотрения заявления Козлова С.С. нарушены Министерством имущественных отношений, не имеется.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 13 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Козлова С.С. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: