Судья: Колесников А.Н. гр. дело № 33-10967/2010
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 октября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Лазарева Н.А.
Судей – Марушко Л.А., Елистратовой Е.В.
С участием прокурора – Сирик Ю.В.
При секретаре – Яицкой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Администрации г. о. Самара, Департамента образования Администрации г.о. Самара, на решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 19 августа 2010 года, которым постановлено:
«Уточненные исковые требования прокурора Железнодорожного района г Самара удовлетворить.
Администрации городского округа Самара, Департаменту образования Администрации городского округа Самара, провести организационные мероприятия в части изыскания и выделения денежных средств с целью приведения состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: г Самара, ул Волгина 110, в соответствие с действующим законодательством, а именно: для проведения работ по установке противопожарных, сертифицированных люков в проемах перекрытия ведущих с лестничных площадок 3-го этажа на чердак здания; для проведения работ по отделке стен в актовом зале, расположенном на 3-м этаже здания, из негорючих материалов; для выполнения работ по установке каркаса подвесного потолка в актовом зале, расположенном на 3 - м этаже здания, из негорючих материалов; для выполнения работ по установке оборудования (радиаторы отопления) в лестничных клетках выступающее из плоскости стен, на высоте не менее 2,2 м от поверхности площадок лестниц; для проведения работ по обработке со всех сторон специальным огнезащитным составом отделки стен в зале для приема пищи (столовая) расположенном на первом этаже здания; для выполнения работ по окраске стен на путях эвакуации негорючим составом.
Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №121 городского округа Самара при выделении денежных средств заключить договора на выполнение рабат с организациями, имеющими лицензии, провести хозяйственные мероприятий в части: проведения работ по установке противопожарных сертифицированных люков в проемах перекрытия ведущих с лестничных площадок 3-го этажа на чердак здания; проведения работ по отделке стен в актовом зале, расположенном на 3-м этаже здания, из негорючих материалов; выполнения работ по установке каркаса подвесного потолка в актовом зале, расположенном на 3 - м этаже здания, из негорючих материалов; выполнения работ по установке оборудования (радиаторы отопления) в лестничных клетках выступающее из плоскости стен, на высоте не менее 2,2 м от поверхности площадок лестниц; проведения работ по обработке со всех сторон специальным огнезащитным составом отделки стен в зале для приема пищи (столовая) расположенном на первом этаже здания; выполнения работ по окраске стен на путях эвакуации негорючим составом.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазарева Н.А., объяснения представителя Администрации г.о. Самара – Чебановой С.В., представителя Департамента образования Администрации г.о. Самара – Макаровой Ю.С., поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения представителя МОУ СОШ №121 в лице директора –Моргуновой Т.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, а жалобы без удовлетворения, заслушав заключение прокурора Сирик Ю.В., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Железнодорожного района г.Самара обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ №121, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, в последствии уточнив их, указав, что Прокуратурой Железнодорожного района г.Самара проверено соблюдение МОУ средняя общеобразовательная школа №121 законодательства об образовании и противопожарного законодательства. Установлено, что в нарушение Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения: не установлены противопожарные, сертифицированные люки в проемах перекрытия, ведущие с лестничных площадок 3-го этажа на чердак здания; не выполнена отделка стен в актовом зале, расположенном на 3-м этаже здания, из негорючих материалов; не выполнен каркас подвесного потолка в актовом зале, расположенном на 3-м этаже здания, из негорючих материалов, не установлено оборудования (радиаторы отопления) в лестничных клетках, выступающее из плоскости стен, на высоте не менее 2,2 м от поверхности площадок лестниц; не произведена обработка со всех сторон специальным огнезащитным составом отделки стен в зале для приема пищи (столовая) расположенном на первом этаже здания; не выполнена негорючим составом окраска стен на путях эвакуации. Выявленные в школе №121 нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, без привлечения дополнительных средств МОУ средняя общеобразовательная школа №121 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарное мероприятия. На основании изложенного прокурор обратился в суд. Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства прокурор Железнодорожного района г.Самара просил удовлетворить иск в полном объеме.
Судом постановлено выше указанное решение.
В кассационных жалобах Администрация г.о. Самара, Департамента образования Администрации г.о. Самара просят данное решение отменить, считают его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что МОУ СОШ №121 осуществляет образовательную деятельность с нарушением требований противопожарного законодательства.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки в МОУ СОШ №121 были выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Закона РФ «Об образовании».
Согласно Акта проверки были установлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности в здании образовательного учреждения: не установлены противопожарные, сертифицированные люки в проемах перекрытия, ведущие с лестничных площадок 3-го этажа на чердак здания; не выполнена отделка стен в актовом зале, расположенном на 3-м этаже здания, из негорючих материалов; не выполнен каркас подвесного потолка в актовом зале, расположенном на 3-м этаже здания, из негорючих материалов, не установлено оборудования (радиаторы отопления) в лестничных клетках, выступающее из плоскости стен, на высоте не менее 2,2 м от поверхности площадок лестниц; не произведена обработка со всех сторон специальным огнезащитным составом отделки стен в зале для приема пищи (столовая) расположенном на первом этаже здания; не выполнена негорючим составом окраска стен на путях эвакуации.
Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Принимая во внимание вышеизложенное и установленное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что система противопожарной защиты здания МОУ СОШ №121 не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости от нее.
Установлено, что источником формирования финансовых ресурсов МОУ СОШ № 121 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Судом установлено, что непосредственное составление проекта бюджета г.о.Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган Администрации г.о. Самара, Департамент образования Администрации г.о.Самара, который в силу п. 1.1. Положения о Департаменте образования Администрации г.о.Самара, является отраслевым функциональным органом Администрации г.о.Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательного учреждения.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащихся в законе РФ «О техническом регулировании» и в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации.
Суд пришел к правильному выводу, что выявленные в МОУ СОШ №121 нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности образовательного учреждения является объектом контроля ОГПН района, поэтому суд правильно сослался на то, что ответчики неоднократно имели возможность выделить средства на устранение нарушений противопожарного законодательства.
Установлено, что без привлечения дополнительных средств МОУ СОШ №121 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что значительная часть указанных в предписании нарушений требований пожарной безопасности в настоящее время ответчиком устанена.
Принимая во внимание вышеизложенное и установленное, суд правильно обязал Администрацию городского округа Самара, Департамент образования Администрации городского округа Самара, провести организационные мероприятия в части изыскания и выделения денежных средств с целью приведения состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: г Самара, ул Волгина 110, в соответствие с действующим законодательством, а именно: для проведения работ по установке противопожарных, сертифицированных люков в проемах перекрытия ведущих с лестничных площадок 3-го этажа на чердак здания; для проведения работ по отделке стен в актовом зале, расположенном на 3-м этаже здания, из негорючих материалов; для выполнения работ по установке каркаса подвесного потолка в актовом зале, расположенном на 3 - м этаже здания, из негорючих материалов; для выполнения работ по установке оборудования (радиаторы отопления) в лестничных клетках выступающее из плоскости стен, на высоте не менее 2,2 м от поверхности площадок лестниц; для проведения работ по обработке со всех сторон специальным огнезащитным составом отделки стен в зале для приема пищи (столовая) расположенном на первом этаже здания; для выполнения работ по окраске стен на путях эвакуации негорючим составом. Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №121 городского округа Самара при выделении денежных средств заключить договора на выполнение рабат с организациями, имеющими лицензии, провести хозяйственные мероприятий в части: проведения работ по установке противопожарных сертифицированных люков в проемах перекрытия ведущих с лестничных площадок 3-го этажа на чердак здания; проведения работ по отделке стен в актовом зале, расположенном на 3-м этаже здания, из негорючих материалов; выполнения работ по установке каркаса подвесного потолка в актовом зале, расположенном на 3 - м этаже здания, из негорючих материалов; выполнения работ по установке оборудования (радиаторы отопления) в лестничных клетках выступающее из плоскости стен, на высоте не менее 2,2 м от поверхности площадок лестниц; проведения работ по обработке со всех сторон специальным огнезащитным составом отделки стен в зале для приема пищи (столовая) расположенном на первом этаже здания; выполнения работ по окраске стен на путях эвакуации негорючим составом.
Доводы жалобы о том, что суд постановил незаконное решение, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 19.08.2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации г. о. Самара, Департамента образования Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи