Судья: Колесников А.Н. гр. дело № 33-10968/2010
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 октября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Лазарева Н.А.
Судей – Марушко Л.А., Елистратовой Е.В.
С участием прокурора – Сирик Ю.В.
При секретаре – Яицкой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Администрации г. о. Самара, Департамента образования Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 18 августа 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Железнодорожного района г Самара удовлетворить частично.
Администрации городского округа Самара, Департаменту образования Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара провести организационные мероприятия в части изыскания и выделения денежных средств с целью приведения состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с действующим законодательством, а именно: для проведения проверки состояния наружных пожарных лестниц (не реже одного раза в пять лет подвергать эксплуатационные испытаниям); для проведения работ по удалению масляной краски со стен на путях эвакуации и окраске негорючим составом стены на путях эвакуации; для доустановки на трех дверях отделяющих лестничную клетку от других помещений доводчиками; для проведения работ по удалению с путей эвакуации на полу труб и перепадов высот менее 45 см.
Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад
комбинированного вида №377 городского округа Самара провести хозяйственные
мероприятия: провести проверку состояния наружных пожарных лестниц, предоставив акт проверки; провести работы по удалению масляной краски со стен на путях эвакуации и окрасить негорючим составом стены на путях эвакуации; провести работы по доустановки на трех дверях отделяющих лестничную клетку от других помещений доводчиками; провести работы по удалению с путей эвакуации на полу труб и перепадов высот менее 45 см.
При выделении денежных средств заключить договора на выполнение работ с организациями, имеющими лицензии, с целью проведения указанных выше мероприятий по устранению выявленных недостатков.
В остальной части иска отказать.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазарева Н.А., объяснения представителя Администрации г.о. Самара – Чебановой С.В., представителя Департамента образования Администрации г.о. Самара – Макаровой Ю.С., представителя Департамента имущества г.о. Самара – Пронюшкиной Е.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменений, а жалобы без удовлетворения, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Железнодорожного района г.Самара обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад №377, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования Администрации г. о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о возложения обязанности устранить нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, в последствии уточнив их, указав, что Прокуратурой Железнодорожного района г Самара проверено соблюдение МДОУ детский сад №377 законодательства об образовании и противопожарного законодательства. Установлено, что в нарушение Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения: не
установлена противопожарная дверь между помещениями прачечной и коридором, не
предоставлен акт проверки наружных пожарных лестниц; не предоставлены в ОГПН
Железнодорожного района сертификаты пожарной безопасности на материалы (панели),
использующиеся для отделки стен и пола на путях эвакуации, со стен путей эвакуации не
убрана масляная краска, не убраны с путей эвакуации посторонние предметы, не
разработаны, не согласованы и не вывешены планы эвакуации на случай возникновения
пожара с текстовой частью действия сотрудников при пожаре; не восстановлены дверные
полотна, отделяющие лестничную клетку от других помещений и не укомплектованы все
дверные полотна, отделяющие лестничную клетку от других помещений доводчиками; не
убраны с путей эвакуации на полу трубы и перепады высот менее 45 см. Выявленные в
МДОУ № 377 нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, без
привлечения дополнительных средств МДОУ № 377 самостоятельно не имеет возможности
устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия
денежных средств на противопожарные мероприятия. Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства прокурор Железнодорожного района г.Самара просил удовлетворить иск в полном объеме.
Судом постановлено выше указанное решение.
В кассационных жалобах Администрация г.о. Самара, Департамента образования Администрации г.о. Самара, Департамента имущества г.о. Самара, просят данное решение отменить, считают его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что МДОУ детский сад №377 осуществляет образовательную деятельность с нарушением требований противопожарного законодательства.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки в МДОУ детский сад №377 были выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Закона РФ «Об образовании».
Согласно Акта проверки были установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, так в здании образовательного учреждения: отсутсвуют планы на втором этаже эвакуации на случай возникновения пожара с текстовой частью действия сотрудников при пожаре на втором этаже (нарушение: п.16 ППБ 01-03); не представлен акт проверки наружных пожарных лестниц (не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям (нарушение: п.п. 41 ППБ 01-03); места установки пожарных гидрантов, не обозначены указателями, установленными на стене фасада здания (нарушение ППБ 01-03п. 27); стены тамбура входа отделаны горючими материалами (деревянной рейкой) (нарушение п.п. 3, 53 ППБ 01-03; п. 6.25* СНиП 21-01-97*).
Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Принимая во внимание вышеизложенное и установленное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что система противопожарной защиты здания МДОУ детский сад №377 не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для детей, посещающих данный детский сад, воспитателей, других сотрудников, а также лиц, случайно оказавшихся в детском саду и поблизости от него.
Установлено, что источником формирования финансовых ресурсов детского сада № 377 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Судом установлено, что непосредственное составление проекта бюджета г.о.Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган Администрации г.о. Самара, Департамент образования Администрации г.о.Самара, который в силу п. 1.1. Положения о Департаменте образования Администрации г.о.Самара, является отраслевым функциональным органом Администрации г.о.Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательного учреждения.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащихся в законе РФ «О техническом регулировании» и в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации.
Суд пришел к правильному выводу, что выявленные в МДОУ детский сад №377 нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности образовательного учреждения является объектом контроля ОГПН района, поэтому суд правильно сослался на то, что ответчики неоднократно имели возможность выделить средства на устранение нарушений противопожарного законодательства.
Установлено, что без привлечения дополнительных средств детский сад №377 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.
ДД.ММ.ГГГГ между МДОУ детский сад №377 и ООО «Преграда-Центр» заключен договор № предметом которого является изготовление и установка противопожарных металлических дверей в количестве 2 штук.
Данный договор исполнен, к нему приложен акт выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ и счет-фактура № от ДД.ММ.ГГГГ
Принимая во внимание вышеизложенное и установленное, суд правильно обязал Администрацию городского округа Самара, Департамент образования Администрации городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара провести организационные мероприятия в части изыскания и выделения денежных средств с целью приведения состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с действующим законодательством, а именно: для проведения проверки состояния наружных пожарных лестниц (не реже одного раза в пять лет подвергать эксплуатационные испытаниям); для проведения работ по удалению масляной краски со стен на путях эвакуации и окраске негорючим составом стены на путях эвакуации; для доустановки на трех дверях отделяющих лестничную клетку от других помещений доводчиками; для проведения работ по удалению с путей эвакуации на полу труб и перепадов высот менее 45 см. МДОУ детский сад комбинированного вида №377 г.о. Самара обязал провести хозяйственные мероприятия: провести проверку состояния наружных пожарных лестниц, предоставив акт проверки; провести работы по удалению масляной краски со стен на путях эвакуации и окрасить негорючим составом стены на путях эвакуации; провести работы по доустановки на трех дверях отделяющих лестничную клетку от других помещений доводчиками; провести работы по удалению с путей эвакуации на полу труб и перепадов высот менее 45 см. При выделении денежных средств заключить договора на выполнение работ с организациями, имеющими лицензии, с целью проведения указанных выше мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Доводы жалобы о том, что суд постановил незаконное решение, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 18.08.2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации г. о. Самара, Департамента образования Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи