Признание незаконным постановления администрации



Судья: Полянский А.Ю. гр. дело №33-10993/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 октября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Ермаковой Е.И.,

судей: Решетняк М.А., Захарова С.В.

при секретаре Садовниковой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобе Администрации муниципального района Шигонский Самарской области на решение Шигонского районного суда Самарской области от 07 октября 2010 года, которым постановлено:

«Заявление Кузнецова Н.И. удовлетворить.

Признать незаконным Постановление Администрации муниципального района Шигонский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714» в части исключения Кузнецова Н.И. из указанного списка.

Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области восстановить Кузнецова Н.И. в указанном списке.»

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., возражение Кузнецова Н.И. и его представителя Петрова А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кузнецов Н.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным Постановления Администрации муниципального района Шигонский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714» в части исключения его из указанного списка, а также обязании восстановить его в данном списке. В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № он был включен в список ветеранов Великой Отечественной войны (далее - ВОВ), признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем. Однако оспариваемым постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № он был необоснованно исключен из данного списка со ссылкой на письма Минрегионразвития РФ, которые не являются нормативными правовыми актами и не могут применяться в противоречие с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах»). Доводы администрации района сводятся к тому, что он не воевал в период с 22.06.1941 года по 3.09.1945 года, в связи с чем, не имеет право на улучшение жилищных условий. Однако в соответствии с п.п.«з» п.1 ч.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» он является участником ВОВ, т.к. являлся курсантом <данные изъяты> училища в период с 26.01.1945 года по 25.09.1947 года, в связи с чем согласно данному Закону имеет право на обеспечение жилым помещением.

В судебном заседании заявитель Кузнецов Н.И. и его представитель адвокат Петров А.В. требования поддержали дополнив, что право заявителя на обеспечение жилым помещением предусмотрено п.4 ст. 17 ФЗ «О ветеранах».

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Администрация муниципального района Шигонский просит отменить решение суда как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям и действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из материалов дела, заявитель являлся курсантом <данные изъяты> училища в период с 26.01.1945 года по 25.09.1947 года, т.е. военнослужащим, проходившим военную службу в военно-учебном заведении, не входившем в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев. Данное обстоятельство подтверждено копией военного билета (л.д. 16) и никем по делу не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ заявителю было выдано удостоверение участника ВОВ (л.д. 17).

Постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 13-15) заявитель был признан нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 12.03.2010 года. Данное постановление не отменено, поскольку основания для признания заявителя нуждающимся в жилых помещениях до сих пор не отпали, что администрацией района не оспаривается.

Постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.7-12) заявитель был включен в список ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем.

Оспариваемым постановлением администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6) заявитель был исключен из списка ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714. В качестве основания вынесения данного постановления указано письмо Министерства от 20.05.2010 года № 20847-ВТ/07.

Федеральным Законом «О ветеранах» устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны ВОВ, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее -ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда (статья 1).

Статьей 2 данного Закона к ветеранам ВОВ отнесены лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Так, к ветеранам ВОВ относятся участники ВОВ, которыми являются и военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев (п.п.«з» п.1 ч.1 ст.2).

Таким образом, заявитель, является участником ВОВ. Данное обстоятельство администрацией района не оспаривается.

В соответствии со ст.8 Закона РФ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в том числе, реализацию мер социальной поддержки, установленных данным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном законе.

В ст. 13 названного Закона указано, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе получение жилых помещений.

Согласно п.4 ст.17 ФЗ «О ветеранах» военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 данного Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». Правительству Российской Федерации поручено предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом.

Таким образом, судом установлено, что заявитель как участник ВОВ на основании п.4 ст.17 ФЗ «О ветеранах» имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. При этом ни данный Закон, ни упомянутый Указ Президента РФ не ограничивают права заявителя как участника ВОВ на предоставление указанной меры социальной поддержки в зависимости от того, принимал ли он участие в боевых действиях.

Судом сделан правильный вывод о неправильном толковании закона администрацией района И правильно не учел упомянутые выше рекомендательные письма Министерства (л.д.24-26).

Судом обоснованно удовлетворены требования Кузнецов Н.И., оспариваемый акт признан незаконным в части, касающейся заявителя, при этом суд правильно обязал администрацию района в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав заявителя восстановить его в списке ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, они были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, изложенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными, оснований для отмены решения суда по этим доводам не имеется.

Нарушений судом норм материального и процессуального права не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Шигонского районного суда районного суда Самарской области от 07.10.2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района Шигонский Самарской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: