Об оспаривании разрешения на строительство магазина



Судья: Борисова Е.А. Дело № 33-9452

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 октября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Моргачевой Н.Н.,

судей: Сокол Т.Б., Захарова С.В.,

при секретаре Бестаевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Агарковой З.И., Загудаловой З.В., Колесниковой Е.М., Козловой Р.М., Кузьминой Л.И., Петушонковой Г.П., Седых Т.Ф., Свидерской Н.Ф., Султановой Н.К., Тихоновой О.В., Тихомировой Л.В., Федоровской О.В., Шеиной А.М., Ушаковой Т.С., Самарской региональной общественной организации инвалидов труда «Перспектива» на решение Ленинского районного суда г.Самары от 07 июля 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований Агарковой З.И., Колесниковой Е.М., Козловой Р.С., Седых (Берлинской) Т.Ф., Свидерской Н.Ф., Тихомировой Л.В., Шейной A.M., Кузнецовой Л.С, Бузиновой Л.С., Загудаловой З.В., Кузьминой Л.И., Тихоновой О.В., Федоровской О.В., Самарской региональной общественной организации инвалидов труда «Перспектива» отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., доводы представителя Агарковой З.И. – Малинина И.А., Кузьминой Л.И., Федоровской О.В., Свидерской Н.Ф., Сергеева А.С., Шеиной А.М., Загудаловой З.В., Тихоновой О.В., Берлинской (Седых) Т.Ф. в поддержание кассационной жалобы, возражения представителя ООО «Мелодия» - Ермаковой О.В. (по доверенности), объяснения представителя Самарского областного социально-экологического союза – Трофимовой М.Ю. (по доверенности), судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ Агаркова З.И., Колесникова Е.М., Козлова Р.С, Седых Т.Ф., Свидерская Н.Ф., Тихомирова Л.В., Шеина A.M., Кузнецова Л.С., Бузинова Л.С. обратились в суд с исковым заявлением к ООО «Мелодия», Главе городского округа Самара, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области об оспаривании решений и действий по выдаче разрешения на строительство, о недействительности договора аренды земельного участка, его освобождении и озеленении территории. Просили: признать недействительным Распоряжение Министерства строительства и ЖКХ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О заключении с ООО «Мелодия» договора аренды земельного участка для строительства универсального магазина, расположенного по адресу: <адрес>»; признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный ООО «Мелодия» с Министерством строительства и ЖКХ Самарской области; признать недействительной государственную регистрацию договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ООО «Мелодия» с Министерством строительства и ЖКХ Самарской области; признать незаконными действия Главы города Самары по выдаче ООО «Мелодия» разрешения на строительство № №; обязать ООО «Мелодия»: освободить земельный участок площадью 3.964 кв.м, расположенный в <адрес>; снести ограждение вокруг земельного участка по указанному адресу; посадить на земельном участке зеленые насаждения - деревья в количестве не менее 55 штук и кустарники не менее 444 штук; убрать оборудование для освещения строительной площадки с осветительными приборами; с территории, прилегающей к строительной площадке, убрать строительный и бытовой мусор, отходы жизнедеятельности человека; восстановить положение, существовавшее до нарушения права - привести земельный участок в первоначальное состояние, для чего провести рекультивацию земли.

Загудалова З.В., Кузьмина Л.П., Тихонова О.В., Федоровская О.В., Самарская региональная общественная организация инвалидов труда «Перспектива» подали иск к ООО «Мелодия», Главе городского округа Самара, Министерству строительства и ЖКХ Самарской области, Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, Отделу гигиены и эпидемиологии в городе Самаре, Средне-волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Самарскому областному центру государственной вневедомственной экспертизы.

Определением Ленинского районного суда г.Самары от 22.01.10 дела объединены в одно производство.

В обоснование требований истцы ссылались на отсутствие правовых оснований для предоставления ООО «Мелодия» земельного участка и осуществления строительства, так как выделенный земельный участок находится на территории общего пользования, прилегающей к многоквартирным жилым домам, и предназначен для отделения жилых домов от автомобильной магистрали. Проект универсального магазина содержит ряд нарушений требований градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил. Выданные для строительства экспертные заключения являются недействительными, в связи с несоблюдением в проекте ООО «Мелодия» размера санитарно-защитной зоны от жилых домов в 50 м и ее уменьшением до 25 м. кроме того, земельный участок находится в двух территориальных зонах (Ц-2 и Ц-3) Карты правового зонирования <адрес>, которая является частью Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.01 №61.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы также просили признать недействительными: Заключение Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Самаре по отводу земельного участка под проектирование от ДД.ММ.ГГГГ №; Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам экологического обоснования намечаемой деятельности «Строительство универсального магазина по <адрес>» Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ; Акт санитарно-гигиенической экспертизы проекта универсального магазина по <адрес> государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Самаре Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ; Санитарно-эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ; Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рабочему проекту «Универсальный магазин по <адрес>» Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ; Сводное экспертное заключение № (дополнение к №) РП «Универсальный магазин в <адрес> Государственного унитарного предприятия Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ; Постановление Главы г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении акта о выборе земельного участка, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения, разрешении проектирования универсального магазина, предоставлении в аренду земельного участка ООО «Мелодия», расположенного по адресу: <адрес>»; Постановление Главы г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Постановление Главы г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении акта о выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения, разрешении проектирования универсального магазина, предоставлении в аренду земельного участка ООО «Мелодия», расположенного по адресу: <адрес>».

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Агаркова З.И., Загудалова З.В., Колесникова Е.М., Козлова Р.М., Кузьмина Л.И., Петушонкова Г.П., Седых Т.Ф., Свидерская Н.Ф., Султанова Н.К., Тихонова О.В., Тихомирова Л.В., Федоровская О.В., Шеина А.М., Ушакова Т.С., Самарская региональная общественная организация инвалидов труда «Перспектива» решение суда просят отменить, считают его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.01 г. № 137-ФЗ предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

На основании ч.2 ст.31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

В силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Из материалов дела видно, что ООО «Мелодия» в соответствии с постановлением Главы г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении акта о выборе земельного участка, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения, разрешении проектирования универсального магазина, предоставлении в аренду земельного участка Обществу с ограниченной ответственностью «Мелодия», расположенного по адресу: <адрес>», а также постановлением Главы г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Постановление Главы г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден акт о выборе земельного участка для строительства универсального магазина, расположенного по адресу: <адрес>; предварительно согласовано место размещения универсального магазина, на земельном участке площадью 3.964,0 кв.м, относящемся по категории к землям поселений; предоставлен в аренду сроком на 3 года без права выкупа в собственность земельный участок для строительства; разрешено проектирование магазина.

Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам экологического обоснования намечаемой деятельности «Строительство универсального магазина по <адрес>» Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что уровень воздействия на окружающую cpeду в ходе строительства магазина является допустимым; а представленные материалы с учетом предложений и замечаний могут служить основанием для разработки рабочего проекта.

Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, проект универсального магазина по <адрес> соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Данные обстоятельства подтверждены также актом санитарно-гигиенической экспертизы проекта универсального магазина по <адрес> Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Самаре Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рабочему проекту «Универсальный магазин по <адрес>» Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Сводным экспертным заключением № «Универсальный магазин в <адрес>» Центра государственной вневедомственной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ рабочий проект универсального магазина рекомендован к утверждению.

Судом установлено, что предоставление ООО «Мелодия» земельного участка для строительства универсального магазина не противоречит нормам действующего на момент выделения земельного участка законодательства РФ.

Постановление Главы г.Самары № от ДД.ММ.ГГГГ содержит информацию о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе земельного участка, предоставлении в аренду земельного участка для строительства, о необходимости заключения договора аренды земельного участка после предоставления ООО «Мелодия» кадастровой карты (плана) земельного участка.

Доказательства формирования и государственного кадастрового учета земельного участка, принадлежащего истцам на праве собственности либо на ином праве, границы которого были бы нарушены выделением ООО «Мелодия» земельного участка, отсутствуют, как и доказательства нарушения прав истцов на пользование земельным участком вследствие действий застройщика.

Доводы истцов о необходимости соблюдения ООО «Мелодия» санитарно-защитной зоны от строящегося магазина до жилой застройки в 50 метров, судом проверены и обоснованно признаны несостоятельными.

В заключении по отводу земельного участка, выданном ЦГСЭН в г.Самаре Самарской области определено, что имеется возможность сокращения размера санитарно-защитной зоны до 25 метров, то есть в установленном п. 23 раздела п.4.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 для объекта торговли размере.

Судом на основании заключений специализированных организаций установлено, что при проектировании универсального магазина (как объекта торговли) по адресу: <адрес>, требования действующих в указанный период СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 «2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» соблюдены.

На момент отвода земельного участка под строительство, утверждения акта о выборе земельного участка (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) действовали Правила застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденные Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, которые в соответствии с преамбулой, являются нормативным правовым актом, обязательным для органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, а также должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную (строительную) деятельность на территории города Самары.

Данные Правила в рассматриваемый период не содержали норм об обязанности застройщика изготавливать проект санитарно-защитной зоны объекта торговли.

В соответствии с Приказом Министерства строительства и ЖКХ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Самарской области» (п.3.1), которые в соответствии с разделом «Введение» являются нормативным документом Самарской области в области градостроительного проектирования и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих населенных пунктов городских округов и поселений Самарской области, разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов является обязательной только для объектов I-III класса опасности. Объект рассматриваемого строительства - универсальный магазин относится к V классу опасности.

Проект обоснования расчетной санитарно-защитной зоны универсального магазина по адресу: <адрес> подвергнут Санитарно-эпидемиологической экспертизе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области выдано Санитарно-эпидемиологическое заключение №, установившее соответствие расчетной санитарно-защитной зоны для предлагаемого «Универсального магазина», расположенного в <адрес>, на пересечении <адрес> государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Также установлено, что обязанность по информированию населения о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, возложенная на органы местного самоуправления городских или сельских поселений, была соблюдена, что подтверждается судебными актами Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-571/2007 - Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 25.06.07, Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 21.12.07.

При определении вида строящегося объекта судом обоснованно приняты во внимание положения Государственного стандарта РФ «Розничная торговля. Классификация предприятий ГОСТ Р 51773-2001», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.01 №259-ст, устанавливающего классификацию предприятий розничной торговли, основные признаки, характеризующие типы предприятий розничной торговли, в том числе по торговой площади универсального магазина: гипермаркет (не менее 5.000 кв.м), универмаг (не менее 3.500 кв.м); по ассортименту товаров, формам торгового обслуживания, и сделал правильный вывод, что наименование объекта, отраженное в разрешительной документации, проектной документации, правомерно определено застройщиком как «универсальный магазин».

Соблюдение норм инсоляции и требований противопожарной безопасности подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением ЦГСЭН в Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ и Сводным экспертным заключением №.

Доводы о нарушении прав истцов на благоприятную окружающую среду принятием оспариваемых заключений, не подтверждены в установленном законом порядке и противоречат материалам дела.

Доказательств наличия правовых и фактических оснований для признания недействительным договора аренды спорного земельного участка, не представлено.

Доводы о том, что к заявлению ООО «Мелодия», на основании которого выдано Разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, не приложены сведения об инженерном оборудовании, а также ссылки на то, что срок действия технических условий, выданных Обществу, истек на момент обращения за выдачей разрешения на строительство, необоснованны.

Согласно ч.1 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Согласно ч.12 ст.48 и п.3 ч.7 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений являются составной частью проектной документации, содержащей материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющей архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, для обеспечения капитального строительства.

Как следует из оспариваемых заключений, проект инженерно-технического обеспечения объекта строительства подвергался обязательной экспертной оценке, по результатам которой сделаны положительные выводы относительно его реализации.

При этом сведения об инженерном оборудовании содержатся в Технических условиях, в разделе 3 Заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рабочему проекту, утвержденного Приказом Ростехнадзора по Самарской области от 30.08.05 №751-Э, в разделе 7.6 Сводного экспертного заключения Центра государственной вневедомственной экспертизы №.

Данный вопрос исследовался также в ходе судебного разбирательства в арбитражных судах по делу № А55-16162/2008, в котором участвовали ООО «Мелодия», Глава г.о.Самара и иные лица, при этом установлено, что проект инженерно-технического обеспечения объекта строительства разработан на основе полученных ООО «Мелодия» в установленном порядке технических условий и разрешений соответствующих инженерных служб г.о.Самара.

Кроме того, суд пришел к правильным выводам о пропуске срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании решений органа местного самоуправления и действий должностных лиц, который предусмотрен ст.256 ГПК РФ.

Судом установлено, что о наличии оспариваемых решений органа местного самоуправления заявителям становилось известно по мере их принятия, начиная с 2005 года, что также подтверждено содержанием публикаций в средствах массовой информации.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам об отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемых решений и действий, и обоснованно отказал в удовлетворении иска в полном объеме.

Доводы кассационной жалобы о нарушении требований действующего законодательства при проектировании и строительстве спорного объекта торговли, допустимыми доказательствами не подтверждены и не могут быть приняты во внимание по изложенным выше мотивам.

Доводы кассаторов о соблюдении сроков на обращение в суд с заявленными требованиями опровергаются материалами дела.

Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г.Самары от 07 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: