Возмещение морального вреда, причиненного получением профессионального заболевания



Судья: Семыкин А.Н. Гр. дело № 33-10995/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 октября 2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Ермаковой Е.И.,

судей - Захарова С.В., Решетняк М.А.,

с участием прокурора Гуляевой Е.С.,

при секретаре Садовниковой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Гришина А.М. на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 27 сентября 2010 года, которым постановлено:

«Исковые требования Гришина A.M. удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Транспорт-Отрадный-2» в пользу Гришина А.М. 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного получением профессионального заболевания, 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя. Всего 51 500 (пятьдесят одна тысяча пятьсот) рублей.

Взыскать с ООО «Транспорт-Отрадный-2» 4000 (четыре тысячи) рублей госпошлину в доход государства».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ермаковой Е.И., возражения на кассационную жалобу представителя ООО «Транспорт-Отрадный-2» - Попичева А.А., заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Гришин А.М. обратился с иском к ООО «Транспорт-Отрадный-2» о возмещении морального вреда, причиненного получением профессионального заболевания.

В обоснование своих требований указал, что он работал <данные изъяты> в ООО «Транспорт-Нефтегорск» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, до этого работал на других предприятиях. Общий стаж его работы в условиях воздействия вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов составляет 38 лет 6 месяцев 13 дней. По заключению МСЭК от ДД.ММ.ГГГГ он признан инвалидом 3 группы с утратой трудоспособности 40%. Актом о случае профзаболевания от ДД.ММ.ГГГГ у него установлено профзаболевание: «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ он уволен с работы в связи с потерей трудоспособности на основании медицинского заключения.

Ссылаясь на то, что причинителем вреда является ООО «Транспорт-Нефтегорск», Гришин А.М. просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, причиненного профзаболеванием, в сумме 300 000 рублей.

В дальнейшем Гришин А.М. уточнил исковые требования, просил также взыскать с ответчика расходы за составление искового заявления в размере 1500 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Гришин А.М. просит решение суда изменить в части взыскания компенсации морального вреда, увеличив компенсацию морального вреда до 300 000 рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, считает решение суда правильным.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, к которым относится жизнь, здоровье и др., суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

На основании ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно ст.8 ч.3 Закона РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний», возмещение морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.

Из материалов дела видно, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гришин А.М. работал <данные изъяты> в ООО «Транспорт-Нефтегорск» и уволен по п.8 ст.77 ТК РФ в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы. Стаж работы на предприятии составил 11 лет 9 месяцев.

Согласно заключению врачебной комиссии отделения профпатологии ГОУ ВПО СамГМУ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, Гришину A.M. установлен диагноз: «<данные изъяты>».

Согласно акту о случае профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ, причиной его возникновения послужило длительное воздействие на организм вредных производственных факторов: шум, вибрация, тяжесть трудового процесса. Заболевание выявлено при обращении, является профессиональным и возникло в результате несовершенства рабочего места.

Также видно, что на основании справок филиала № Главного бюро МСЭ по Самарской области Гришину A.M. установлена утрата профессиональной трудоспособности 40% на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, а также установлена 3 группа инвалидности на те же сроки.

Согласно санитарно-гигиенической характеристики условий труда от ДД.ММ.ГГГГ условия труда на аналогичных рабочих местах характеризуются такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности), росту хронической (профессионально обусловленной) патологии.

В соответствии с ч. 2 ст.58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Из материалов дела видно, что в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Транспорт-Нефтегорск» присоединено к ООО «Транспорт-Отрадный-2». По условиям договора, с даты присоединения к основному обществу (ООО «Транспорт-Отрадный-2») переходит ответственность по обязательствам присоединяемого общества и права требования этого общества (п.3.4.2 договора), основное общество становится правопреемником присоединяемых обществ по всем правам и обязанностям независимо от их отражения в передаточном акте (п.5.1 договора).

Регистрация прекращения деятельности присоединенного общества и образования основного общества произведена ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ООО «Транспорт-Отрадный-2» является правопреемником ООО «Транспорт-Нефтегорск».

Проверяя доводы сторон, принимая во внимание то, что Гришин А.М. получил профессиональное заболевание во время работы в ООО «Транспорт-Нефтегорск», суд правильно признал, что ответственность за причинение вреда лежит на ответчике. Причинение физических и нравственных страданий Гришину А.М. сомнений не вызывает, т.к. был причинен вред его здоровью, находящийся в причинной связи с трудовой деятельностью на протяжении длительного времени во вредных для организма условиях, выразившийся в приобретении заболевания, приведшего к ограничению трудоспособности.

При наличии указанных обстоятельств, а также с учетом степени тяжести причиненного вреда и установленного процента утраты профессиональной трудоспособности истца, не лишающего его возможности осуществления трудовой деятельности, степени вины причинителя вреда, не обеспечившего надлежащие безопасные условия труда, и отсутствие вины работника, с учетом фактической продолжительности работы истца в ООО «Транспорт-Нефтегорск», составляющей 11 лет 9 месяцев при общем стаже работы в условиях воздействия вредных производственных факторов более 38 лет, учитывая требований разумности и справедливости, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении требований Гришина А.М., взыскав компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей.

Также по правилам ст.100 ГПК РФ суд обоснованно взыскал в пользу Гришина А.М. расходы за составление искового заявления.

Доводы Гришина А.М. в кассационной жалобе о том, что судом неправомерно взыскан моральный вред в размере 50.000 рублей, не могут быть приняты во внимание. Разрешая иск о взыскании компенсации морального вреда, суд в достаточной степени учел степень причиненных истцу физических и нравственных страданий истца, вину причинителя вреда, установленный процент утраты профессиональной трудоспособности истца, а также требований разумности и справедливости. Оснований для увеличения размера взыскиваемой компенсации морального судебная коллегия не усматривает.

Доводы истца о том, что общий стаж его работы у ответчика составляет более 11 лет 9 месяцев, доказательствами не подтверждены.

Судебная коллегия полагает, что юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, решение суда не противоречит представленным по делу доказательствам, вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 27 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гришина Анатолия Михайловича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: