Судья: Зуморина Л.В. гр. дело №33-10773ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 октября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Шуковой Н.М.
судей: Сказочкина В.Н., Салдушкиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 2 августа 2010г., которым постановлено:
«Исковые требования Балтрушайтис В.В. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области засчитать Балтрушайтис В.В. в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с вредными условиями труда период прохождения службы по призыву в Советской Армии, с 10.05.1975 года по 16.05.1977 года.
В остальной части исковых требований Балтрушайтис В.В. отказать.»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шуковой Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Балтрушайтис В.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование своих требований указал, что 09.04.2010г. обратился в УПФ РФ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. 22.04.2010г. решением № 17 УПФ РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. В стаж работы с вредными условиями труда ему не был включен период прохождения им службы по призыву в Советской Армии с 10.05.1975г. по 16.05.1977г. (т.е., период службы в Вооруженных силах СССР).
Ссылаясь на то, что отказ в зачете в стаж работы с вредными условиями труда периода прохождения им службы по призыву в Советской Армии и в назначении досрочной трудовой пенсии, является незаконным, просил суд обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, занятым на работах с вредными условиями труда, период прохождения им службы по призыву в Советской Армии с 10.05.1975 года по 16.05.1977 года, назначить ему пенсию с достижения им возраста 53 лет, т.е. с 7.05.2010г.
Судом постановлено указанное выше решение, которое ГУ УПФ РФ в г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области в кассационной жалобе просит отменить, как необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что 09.04.2010г. Балтрушайтис В.В. обратился в УПФ РФ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
Решением комиссии УПФ РФ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области от 22.04.2010 году истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
При этом в стаж работы с вредными условиями труда ему не был включен период прохождения им службы по призыву в Советской Армии с 10.05.1975г. по 16.05.1977г. (т.е., период службы в Вооруженных силах СССР).
Судом установлено, что Балтрушайтис В.В. с 10.05.1975 года по 16.05.1977 года проходил службу в Вооруженных силах СССР, что подтверждается записью в трудовой книжке.
Согласно Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года № 70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст.2 Закона от 17.12.2001 года) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно, назначаемую (ст.ст.27, 28 Закона от 17.12.2001 года), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего, закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Согласно Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на работах с вредными условиями труда, периоды, указанные в п.п. «к» /служба в составе Вооруженных Сил СССР/ названного постановления, приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о включении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда, периода службы по призыву в Советской Армии с 10.05.1975 года по 16.05.1977 года.
Согласно п.п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.7 настоящего Федерального закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам.
В период действия Закона СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях», граждане, выработавшие необходимый специальный трудовой стаж на работах, предусмотренных Списком №1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, дававший право на пенсию по старости на льготных условиях в соответствии со ст.9 данного Закона, имеют право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с п.п.2 п. 1 ст.27 Закона от 17.12.2001 года.
Согласно п. «а» ст.9 закона СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 года пенсия по старости на льготных условиях назначалась мужчинам по достижении 50 лет при стаже работы не менее 20 лет, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на работы по Списку № 1 (на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях).
Установив, что Балтрушайтис В.В. на момент обращения в пенсионный фонд, т.е. на 09.04.2010 года, достиг возраста 52-х лет, а на 07.05.2010 года -53 лет, но при включении в стаж периода прохождения службы по призыву в Советской Армии с 10.05.1975 года по 16.05.1977 года, не будет требуемого стажа 10 лет, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Балтрушайтиса В.В. права на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы ГУ УПФ РФ в г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области о необоснованности решения, не могут быть приняты во внимание по выше изложенным мотивам.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 2 августа 2010г оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-