О признании бездействие должностных лиц незаконным



Судья: Ашуркова А.П. Гр.д. № 33-11206

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Филатовой Г.В.

судей: Сказочкина В.Н., Пинчук С.В.

при секретаре: Полезновой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г.о. Сызрань на решение Сызранского городского суда Самарской области от 16 сентября 2010 года, которым постановлено:

«Заявление прокурора г. Сызрани в интересах несовершеннолетних воспитанников ДОУ детский сад № г.о, Сызрань об обжаловании бездействия должностных лиц Администрации городского округа Сызрань удовлетворить.

Признать бездействие должностных лиц Администрации городского округа Сызрань незаконным и обязать Администрацию городского округа Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в ДОУ детский сад № № г.о. Сызрани, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния ДОУ детский сад №№ в соответствии с действующим законодательством, а именно: по выводу автоматической пожарной сигнализации на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы; осуществлении эксплуатационных испытаний наружных металлических лестниц; расширении ширины дверных проемов вторых эвакуационных выходов из групповых детского сада наружу до 1, 2 метра».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., возражения на жалобу представителя ДОУ № по доверенности Титова В.С., заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Сызрани, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.о. Сызрань о признании бездействия в части непринятия мер по устранению нарушений пожарной безопасности ДОУ детский сад № № незаконным и возложении обязанности по проведению необходимых организационно-хозяйственных мероприятий для приведения состояния ДОУ детский сад № № в соответствии с действующим законодательством в области пожарной безопасности.

В обоснование иска указал, что в ДОУ детский ад № № были выявлены нарушения требования пожарной безопасности. ДОУ детский ад № № самостоятельно не может устранить нарушения в виду значительности финансовых затрат. Администрация г.о. Сызрань не выделяет достаточных средств на их устранение.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил признать бездействие администрации г.о. Сызрань по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в ДОУ детский сад № № незаконным и обязать администрацию г.о. Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, а именно:

- по выводу автоматической пожарной сигнализации на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы;

- осуществлении эксплуатационных испытаний наружных металлических лестниц;

- расширении ширины дверных проемов вторых эвакуационных выходов из групповых детского сада наружу до 1, 2 метра.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе администрация г.о. Сызрань просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ст.51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ст.19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», органы местного самоуправления обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст.ст. 37,38 Закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», организации, учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов согласно ст. 19 Закона. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В связи с вступлением в силу с 01.01.05 г. «Федерального Закона № 122-ФЗ от 22.08.04 г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти» субъектов РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии со ст.19 Федерального Закона от 21.12.94 г. № 69-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Сызрани была проведена проверка.

Судом установлено, что по результатам указанной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности в ДОУ №.

Установлено также, что система противопожарной защиты здания детского сада №, являющегося муниципальной собственностью, не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности.

Установлено, что финансирование ДОУ осуществляется учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс; и администрацией г.о. Сызрань по муниципальным программам, реализуемым ДОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.

В соответствии с Договором о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.02 г., Департамент науки и образования Самарской области и администрация г.о. Сызрань являются учредителями муниципальных образовательных учреждений, находящихся в собственности муниципального образования г. Сызрани.

Согласно Уставу ДОУ №, детский сад обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий развития личности ребенка и несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников ДОУ по время образовательного процесса.

В силу п.п.2.2 Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.02 г., между департаментом науки и образования администрации Самарской области и администрации г.о. Сызрань – администрация г.о. Сызрань осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.

Из материалов дела следует, что неоднократно направляемые заявки заведующей ДОУ детский сад № в адрес администрации г.о. Сызрань о выделении денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности остаются без должного внимания.

Из материалов дела также следует, что в предписаниях № от ДД.ММ.ГГГГ, а также № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в ДОУ № необходимо выполнить следующие мероприятия:

- по выводу автоматической пожарной сигнализации на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы;

- осуществлении эксплуатационных испытаний наружных металлических лестниц;

-расширении ширины дверных проемов вторых эвакуационных выходов из групповых детского сада наружу до 1, 2 метра.

При таких обстоятельствах, когда установлено, что администрацией г.о. Сызрань, не обеспечено в полной мере соблюдение требований пожарной безопасности, что создает опасные условия нахождения в здании образовательного учреждения, а также на прилегающей к нему территории, детей, воспитателей, родителей воспитанников, а также иных лиц, которые могут находиться в здании ДОУ, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора и признал бездействие администрации г.о. Сызрань, по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в ДОУ детский сад № незаконными, и обязал администрацию г.о. Сызрань провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания детского сада в соответствие с действующим законодательством.

Доводы кассационной жалобы о том, что обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в ДОУ лежит на самом учреждении, не могут быть приняты во внимание, поскольку проверялись судом но не нашли своего подтверждения.

Доводы кассационной жалобы администрации г.о. Самара о том, что финансирование муниципальных учреждений по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в частности в ДОУ детский сад №, не входит в обязанности ответчика, несостоятельны, поскольку администрация г.о. является участником бюджетного процесса и распределяет денежные средства между муниципальными учреждениями.

К тому же, администрация г.о. Сызрань осуществляет функции собственника имущества, в связи с чем, суд обоснованно возложил на неё обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Судом первой инстанции все обстоятельства дела были исследованы полно и всесторонне, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно, содержащиеся в решении выводы полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 16 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г.о. Сызрань – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: