Судья: Кислянникова Т.П. гр. дело № 33-11205О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
8 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Филатовой Г.В.
судей – Пинчук С. В., Сказочкина В.Н.
при секретаре –Полезновой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации городского округа Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 23 сентября 2010 года, которым постановлено:
«Заявление прокурора города Сызрани в интересах несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № городского округа Сызрань об обжаловании бездействий должностных лиц Администрации городского округа Сызрань удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань устранить нарушения законодательства требований пожарной безопасности в образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № городского округа Сызрань, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия, а именно:
- автоматическую сигнализацию вывести на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы,
- установить эвакуационное электроосвещение: на путях эвакуации, в гардеробе, в электрощитовой, на посту вахтера,
- выполнить линии групповой сети, прокладываемой от групповых, этажных щитков до светильников общего освещения, штепсельных розеток и стационарных электроприемников, трехпроводными с медными жилами,
- оборудовать электросети устройством защитного отключения,
- установить вводное устройство (пристрой) в электрощитовом помещении, доступном только для обслуживающего персонала и отдельном от других помещений перегородками с пределом огнестойкости 0,75 ч. и сертифицированной дверью. При размещении вводного устройства вне помещения электрощитовой, выполнить шкаф со степенью защиты оболочки не ниже IP31.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., возражения представителя ОУ СОШ №- Титова В.С., действующего по доверенности, заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагающей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.Сызрань обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд заявлением о признании незаконным бездействие должностных лиц администрации г.о.Сызрань в обеспечении мер пожарной безопасности в ОУ СОШ № и возложении на администрацию обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения требований пожарной безопасности в данном образовательном учреждении.
В обоснование заявления указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения образовательным учреждением требований пожарной безопасности в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра и оздоровления учащихся и работающего персонала, был установлен ряд нарушений законодательства о пожарной безопасности. Отделом Госпожнадзора руководителю ОУ СОШ № г.о.Сызрань были выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Прокуратурой в адрес главы администрации г.о.Сызрань вынесено представление об устранении нарушений законодательства, в котором указывалось на необходимость финансирования соответствующих мероприятий. Однако до настоящего времени нарушения пожарной безопасности в ОУ СОШ № в полном объеме не устранены. Устранить имеющиеся нарушения ОУ СОШ № самостоятельно не может в связи с отсутствием необходимых денежных средств, администрация г.о. Сызрань не выделяет достаточных средств на устранение имеющихся нарушений.
В связи с этим прокурор просил обязать администрацию г.о. Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № г.о.Сызрань, провести необходимые организационно - финансовые мероприятия с целью приведения противопожарного состояния ОУ СОШ № в соответствие с действующим законодательством.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе администрации городского округа Сызрань Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, считает его правильным.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества…
Согласно Уставу ОУ СОШ №, учредителями данного образовательного учреждения являются Министерство образования и науки Самарской области и администрация г.о. Сызрань.
Финансирование ОУ СОШ № осуществляется Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс, и администрацией городского округа Сызрань по муниципальным программам, реализуемым ОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.
Согласно п.п. 2.2. Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.2002г., заключенного между Департаментом науки и образования Администрации Самарской области и администрацией г.о. Сызрань, последняя осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями, осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.
Из материалов дела также видно, что отделом Госпожнадзора были проведены проверки соблюдения в ОУ СОШ № требований пожарной безопасности, по результатам которых выданы предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно выданным предписаниям в образовательном учреждении в числе прочего необходимо выполнить следующие мероприятия: автоматическую пожарную сигнализацию вывести на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы в соответствии с п.3, 39 ППБ 01-03, п.12 НПБ 110-03; установить эвакуационное электроосвещение: на путях эвакуации, в гардеробе, в электрощитовой, на посту вахтера в соответствии с п. 3, п. 57 ППБ 01-03; п.2.2, п.2.3 ВСН 59-88; выполнить линии групповой сети, прокладываемой от групповых, этажных щитков до светильников общего освещения, штепсельных розеток и стационарных электроприемников, трехпроводными с медными жилами в соответствии с п. 57 ППБ 01-03; п.7.1.36 ПУЭ; оборудовать электросети устройством защитного отключения в соответствии с п. 57 ППБ 01-03; п.7.1.71, п.7.1.72 ПУЭ; установить вводное устройство (пристрой) в электрощитовом помещении, доступном только для обслуживающего персонала и отдельном от других помещений перегородками с пределом огнестойкости 0,75 ч. и сертифицированной дверью. При размещении вводного устройства вне помещения электрощитовой, выполнить шкаф со степенью защиты оболочки не ниже IP31 в соответствии с п. 57 ППБ 01-03; п.7.1.28 ПУЭ.
В силу ст.31 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
При этом к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности ст.19 ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относит, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Под первичными мерами пожарной безопасности согласно ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности» понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества.
В соответствии со ст. 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Установлено, что руководителем ОУ СОШ № в адрес главы администрации г.о.Сызрань Самарской области неоднократно направлялись заявки на выделение денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности.
Однако до настоящего времени указанные выше нарушения пожарной безопасности в образовательном учреждении не устранены.
Самостоятельно ОУ СОШ № не может устранить указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, поскольку требуется вложение значительных денежных средств. У образовательного учреждения отсутствуют собственные средства, необходимые для устранения всех нарушений пожарной безопасности, финансирование устранения указанных нарушений пожарной безопасности администрацией г.о.Сызрань осуществляется не достаточно.
В силу изложенного и принимая во внимание, что бездействие администрации г.о.Сызрань создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних граждан, педагогов, а также неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании образовательного учреждения, суд обоснованно обязал администрацию г.о.Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в ОУ СОШ № г.Сызрань и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия.
Доводы администрации г.о.Сызрань в кассационной жалобе, оспаривающие выводы суда о бездействии должностных лиц администрации, – не состоятельны по указанным выше мотивам.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда законно и обоснованно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 23 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа Сызрань Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-