О признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения.



Судья: Попова Е.В. Гр. дело № 33-10911

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 октября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Моргачёвой Н.Н.,

судей – Сокол Т.Б., Кирюхиной Т.Н.,

при секретаре Емельяновой Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 14 сентября 2010 г., которым постановлено:

«Иск удовлетворить.

Признать Шамшина Ю.С. нуждающимся в жилом помещении.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти принять Шамшина Ю.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Шамшину Ю.С. жилое помещение на состав семьи 3 человека в соответствии с нормами, установленным жилищным законодательством РФ на момент предоставления жилого помещения».

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Моргачёвой Н.Н., возражения на кассационную жалобу Шамшина Ю.С. и его представителя Кожевникова В.Е. (по доверенности), судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Шамшин Ю.С. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения.

В обоснование своих требований указал, что проходит службу в органах внутренних дел с 19.09.06г., с 19.12.2006 г. состоит в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции <данные изъяты>. Шамшин Ю.С. и члены его семьи не имеют в собственности жилого помещения. В мае 2010 года он обратился с заявлениями в Мэрию г.о. Тольятти, в котором просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, включить в списки на получение жилой площади и предоставить жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в соответствии с нормами, установленными Жилищным законодательством РФ. 24.05.2010г. в заявленных требованиях ему было отказано, так как он и члены его семьи обеспечены по норме жилой площади. В соответствии с Законом РФ «О милиции» истец имеет право на получение жилого помещения в течение 6 месяцев со дня назначения его на должность участкового уполномоченного, но до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Шамшин Ю.С. просил суд обязать Мэрию городского округа Тольятти признать его нуждающимся в жилом помещении, обязать мэрию г.о. Тольятти принять Шамшина Ю.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ему жилое помещение на состав семьи 3 человека в соответствии с нормами, установленным жилищным законодательством РФ, на момент предоставления жилого помещения.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

В соответствии со ст.30 Закона РФ «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции – не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Согласно ст.35 Закона РФ «О милиции» финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов в соответствии с законодательством РФ.

Из материалов дела видно, что Шамшин Ю.С. работает в должности участкового уполномоченного милиции отделения участковых уполномоченных милиции <данные изъяты> с 19.12.2006 года по настоящее время.

Судом установлено, что 29.12.2006 года Шамшин Ю.С. вступил в брак со ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ от совместного брака родился сын Сергей. До вступления в брак истец проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. После вступления в брак и до мая 2009 года, он проживал вместе со своей женой в <адрес>. В настоящее время он проживает со своей семьей по адресу: <адрес>, где зарегистрирован с 19.12.2009 года (л.д.11). Собственником данной квартиры является мать жены - ФИО1

Также установлено, что родители жены, как собственники жилого помещения возражали по поводу регистрации (прописки) Шамшина Ю.С. в своей квартире, в связи с чем истец был вынужден вместе со своим малолетним сыном зарегистрироваться по адресу: <адрес>, но в этой квартире он никогда не проживал и не вселялся. Истец и члены его семьи не имеют в собственности жилого помещения и право приватизации в г. Тольятти не использовали.

Судом установлено, что семья истца проживает совместно с семьей ФИО1, которая является собственником жилого помещения, в квартире по <адрес>.о. Тольятти, где, как указано выше, истец Шамшин Ю.С. и его сын ФИО3 зарегистрированы с 19.12.2009 года. Они не являются членами одной семьи, ведут раздельное хозяйство с собственником жилого помещения ФИО1, находятся в неприязненных отношениях. Семья Шамшина занимает комнату площадью 12 кв.м.

Данные обстоятельства также подтверждаются материалами дела и показаниями свидетелей, допрошенных судом.

Межу тем, Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № от 21.05.10 г. Шамшину Ю.С. и его семье отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ (л.д.15).

Давая оценку представленным по делу доказательствам, суд сделал правильный вывод о том, что в силу ст. 51 ЖК РФ имеются основания для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как он работает участковым уполномоченным отдела участковых уполномоченных милиции более шести месяцев, он и его семья не имеют собственного жилья, что подтверждается уведомлениями регистрационной палаты, проживают в квартире, принадлежащей на праве собственности ФИО1, но членами семьи собственника не являются.

В соответствии с Законом РФ «О милиции» истец имеет право на получение жилого помещения в течение 6 месяцев со дня назначения его на должность участкового уполномоченного.

При таких обстоятельствах суд обоснованно в соответствии со ст.ст. 49, 51,52,57 ЖК РФ, ст.30, 35 Закона РФ «О милиции» удовлетворил исковые требования Шамшина Ю.С. о признании нуждающимся в жилом помещении, обязал Мэрию городского округа Тольятти принять Шамшина Ю.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязал ответчика предоставить ему жилое помещение на состав семьи три человека в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством РФ на момент предоставления жилья.

При этом суд правильно указал в решении, что согласно Закону РФ «О милиции» жилая площадь сотрудникам милиции предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями, и суд правильно возложил обязанность по предоставлению жилья Шамшину Ю.С. на Мэрию г. Тольятти, поскольку Мэрия осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.

Доводы кассационной жалобы о том, что финансирование службы участковых уполномоченных осуществляется за счет средств областных бюджетов, следовательно, обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Правительство Самарской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку статьей 30 Закона РФ «О милиции» данная обязанность возложена, в том числе, и на органы местного самоуправления.

Правительство Самарской области своего жилищного фонда не имеет.

Обязанность по предоставлению жилья законом не связывается и с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.

Доводы жалобы в той части, что Жилищный Кодекс РФ предусматривает предоставление муниципального жилья только малоимущим гражданам в порядке очередности, несостоятельны. Пункты 3, 4 ст. 49 ЖК РФ предусматривают возможность предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления по договору социального найма категориям граждан, указанным в п. 3 ст. 49 ЖК РФ (иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан), если иной порядок предоставления им жилья не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Ссылка кассатора на то, что в соответствии с п.5 ст.19 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, также не может быть принята во внимание.

Установленная статьей 30 Закона РФ «О милиции» обязанность органов местного самоуправления не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие - обеспечение жильем такой категории государственных служащих, как работники расположенных на территории муниципального образования органов милиции, имеет как общегосударственное, так и местное значение. Содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, подлежат совместному разрешению государственными органами и органами местного самоуправления.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции РФ, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения. Решение суда является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 14 сентября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мэрии городского округа Тольятти – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: