Об обжаловании действий должностных лиц



Судья: Непопалов Г.Г. Гр.д. № 33-11197

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«08» ноября 2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Шуковой Н.М.

судей: Салдушкиной С.А., Холодилиной Л.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Администрации городского округа Сызрань на решение Сызранского городского суда Самарской области от 15 сентября 2010 года, которым постановлено:

«Заявление прокурора г. Сызрань в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних учащихся Общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц удовлетворить.

Признать бездействие должностных лиц Администрации городского округа Сызрань незаконным и обязать Администрацию городского округа Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, произвести в Общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 5 необходимые организационно- хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния общеобразовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно:

- оборудовать аварийное (эвакуационное) освещение на путях эвакуации, в соответствии с п.3 ППБ 01-03, п.п. 7.61 и 7.62 СНиП 23-05-95;

- выполнить трехпроводными с медными жилами линии групповой сети, прокладываемой от групповых, этажных щитков до светильников общего освещения, штепсельных розеток и стационарных электроприемников в соответствии с п. 57 ППБ 01-03, п.п. 7.1.36 и 7.1.34 ПУЭ;

- выполнить ширину дверных проемов эвакуационных выходов из лестничных клеток на улицу и центрального входа не менее 1,2 м., в соответствии с п.3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних учащихся Общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № (далее ОУ СОШ №) обратился в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц.

В обоснование заявления указал, что проведенной прокурорской проверкой по информации ОГПН г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский были выявлены нарушения требований о создании безопасных условий воспитания, обучения, ухода, оздоровления детей дошкольного возраста. В частности исполнения требований пожарной безопасности. На имя директора ОУ СОШ № выдавались предписания ОГПН об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, однако до настоящего времени данные нарушения в полном объеме не устранены. Для устранения указанных нарушений необходимо: оборудовать аварийное (эвакуационное) освещение на путях эвакуации; выполнить трехпроводными с медными жилами линии групповой сети, прокладываемой от групповых, этажных щитков до светильников общего освещения, штепсельных розеток и стационарных электроприемников; выполнить ширину дверных проемов эвакуационных выходов из лестничных клеток на улицу и центрального входа не менее 1,2 м.

Без выполнения указанных требований пожарной безопасности ОУ СОШ № не может быть выдана лицензия на право ведения общеобразовательной деятельности. Сложившееся положение создает для учащихся школы, педагогических работников, других лиц опасные условия нахождения в данном образовательном учреждении.

Прокурор указывает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Самостоятельно ОУ СОШ № не может устранить нарушения пожарной безопасности, так как это требует значительных материальных затрат. Администрацией г.о. Сызрань финансирование на устранение указанных выше нарушений требований пожарной безопасности осуществляется недостаточно. Бездействие должностных лиц администрации г.о. Сызрань способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья обучающихся несовершеннолетних граждан.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор <адрес> просил признать бездействие должностных лиц администрации г.о. Сызрань незаконным и обязать администрацию г.о. Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, произвести в ОУ СОШ № необходимые организационно- хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния школы в соответствии с действующим законодательством.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации городского округа Сызрань просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, вступившему в силу с 1 января 2005 года, к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений (ст.31 ч.1 п.4 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 с изменениями и дополнениями к нему).

В силу ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69- ФЗ (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно- правового, финансового, материально- технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Судом установлено, что в соответствии с договором о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12 ноября 2002 года и дополнительным соглашением к нему от 5 октября 2004 года Департамент науки и образования Самарской области (ныне Министерство образования и науки Самарской области) и Администрация г.о. Сызрань являются учредителями муниципальных образовательных учреждений, находящихся в собственности муниципального образования городского округа Сызрань.

В соответствии с п. 2.1 данного договора Министерство образования и науки Самарской области осуществляет финансирование учреждений по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся, воспитанников и образовательный процесс, в том числе текущий ремонт здания и создание условий для выполнения норм и правил пожарной безопасности режимного характера за счет средств, выделяемых из областного бюджета.

Согласно п. 2.2 указанного договора администрация городского округа Сызрань выделяет средства на выполнение норм и правил СанПИН и пожарной безопасности капитального характера, осуществляет реконструкцию, капитальный ремонт зданий и сооружений.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании Акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, удостоверяющего несоответствие здания ОУ СОШ № требованиям пожарной безопасности, директору данного образовательного учреждения было выдано предписание о выполнении мероприятий противопожарной безопасности, а именно: оборудовать аварийное (эвакуационное) освещение на путях эвакуации, в соответствии с п.3 ППБ 01-03, п.п. 7.61 и 7.62 СНиП 23-05-95; выполнить трехпроводными с медными жилами линии групповой сети, прокладываемой от групповых, этажных щитков до светильников общего освещения, штепсельных розеток и стационарных электроприемников, в соответствии с п. 57 ППБ 01-03, п.п. 7.1.36 и 7.1.34 ПУЭ; выполнить ширину дверных проемов эвакуационных выходов из лестничных клеток на улицу и центрального входа не менее 1,2 м., в соответствии с п.3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*.

Руководство ОУ СОШ № как до проведения указанной выше проверки, так и в последующем обращалось в соответствующие органы с заявками на выделение денежных средств и проведение необходимых ремонтных работ, однако до настоящего времени данный вопрос не разрешен, денежные средства на проведение работ в полном объеме не выделены.

Установлено, что без выполнения указанных требований пожарной безопасности ОУ СОШ № не может быть выдана лицензия на право ведения общеобразовательной деятельности.

Данные обстоятельства подтверждаются лицензией от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Министерства образования и науки Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, предписаниями ОГПН г.о. Сызрань, Октябрьск и м.пр. Сызранский, Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, информацией ОГПН г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ, договором о совместном учредительстве образовательных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГГГ, обращениями ОУ СОШ № о выделении финансирования для устранения нарушения требований пожарной безопасности, а также объяснениями сторон по делу в судебном заседании.

Отнесение перечисленных выше мероприятий именно к первичным мерам пожарной безопасности обусловлено нормой ч.1 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), которая среди основных понятий данного закона содержит и определение первичных мер пожарной безопасности, как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

Учитывая, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к полномочиям органов местного самоуправления, суд в решении правильно указал, что обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и их финансирование в ОУ СОШ № лежит на администрации г.о. Сызрань.

Принимая во внимание положения указанных выше норм права, а также учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что обеспечение содержания зданий и сооружений образовательных учреждений, в том числе и выполнение требований пожарной безопасности, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления, независимо от того, какие работы необходимо выполнить, и обоснованно удовлетворил заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних учащихся ОУ СОШ №, признав бездействие должностных лиц администрации г.о. Сызрань незаконным и обязав администрацию г.о.Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, произвести в ОУ СОШ № необходимые организационно- хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния общеобразовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством.

Доводы кассационной жалобы о том, что решение суда является незаконным и необоснованным, не могут быть приняты во внимание, так как решение постановлено в соответствии с требованиями закона и всем доказательствам дана оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 15 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации г.о. Сызрань - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: