Предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения (дети-сироты)



Судья Гороховик О.В. гр. дело № 33-11176/2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Ермаковой Е.И.,

Судей: Решетняк М.А. и Калинниковой О.А.,

с участием прокурора Сирик Ю.В.

при секретаре Садовниковой Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Главы г.о.Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г.Самара от 30 сентября 2010 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Кировского района гор. Самары в интересах Кузнецова А.А. к главе г.о. Самара, администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.

Обязать главу г.о. Самара, администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Кузнецову А.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., объяснения представителя Главы г.о.Самара и Администрации г.о.Самара по доверенностям Краснопевцевой Т.Н., представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара по доверенности Шалыгиной Е.К., поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшей, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА :

Прокурор Кировского района г.Самары обратился в суд в интересах Кузнецова А.А к Правительству Самарской области о предоставлении жилого помещения.

В обоснование требований указал, что Кузнецов А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за ним не закреплялось, личного жилья для проживания он не имеет. Кузнецов А.А. был включен в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на внеочередное жилое помещение по договору социального найма по г.о. Самара, сформированный отделом по учёту и распределению жилой площади администрации г.о.Самара.

Ссылаясь на то, что до настоящего времени жилое помещение Кузнецову А.А. не предоставлено, просил обязать Правительство Самарской области предоставить Кузнецову А.А. жилое помещение в черте г.о. Самара не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет средств областного бюджета.

В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнила требования, предъявив исковые требования к Главе г.о.Самара, Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара, просила суд обязать их предоставить Кузнецову А.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству за счет средств Самарской области.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационных жалобах Глава г.о.Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара просят отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная решения приходит к следующим выводам.

Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.2005 года № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.

Согласно ст. ст. 5, 6, 8 Закона № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Анализируя приведенные выше нормы материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как установлено судом, Кузнецов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. С момента признания его лицом, оставшимся без попечения родителей и до совершеннолетия находился в детском <адрес>. Жилого помещения за Кузнецовым А.А. не закреплялось, личного жилья для проживания он не имеет.

Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ утверждён список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по городскому округа Самара на 2010 год. В данном списке Кузнецов А.А. значится под номером 131.

До настоящего времени Кузнецову А.А. жилое помещение либо социальная выплата на приобретение жилья не предоставлены.

В ходе рассмотрения дела Кузнецов А.А. подтвердил свои намерения получить социальную выплату на приобретение жилого помещения.

Суд пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора, заявленные в интересах Кузнецова А.А., подлежат удовлетворению.

Доводы о том, что при реализации права Кузнецова А.А. на предоставление социальной выплаты должны соблюдаться права иных очередников, а также об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, суд обоснованно не принял во внимание, указав, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также и от иных условий.

Суд правомочно возложил обязанность по предоставлению Кузнецову А.А. социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте г.о.Самара за счет средств бюджета Самарской областина Главу г.о.Самара, Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, поскольку ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области.

В соответствии со ст. 22 Устава городского округа Самара ( в редакции решений Думы г.о. Самара от 06.08.2009г) в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входят:

а) Дума городского округа Самара - представительный орган городского округа Самара;

б) Глава городского округа Самара - высшее должностное лицо городского округа Самара, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;

в) Администрация городского округа Самара - исполнительно-распорядительный орган городского округа Самара, возглавляемый Главой городского округа Самара;

г) Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее также - иные органы местного самоуправления городского округа Самара).

В соответствии с Уставом г.о. Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.

С учетом изложенного, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора Кировского района г.Самара об обязании Главы г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара предоставить Кузнецову А.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.

Доводы кассационной жалобы о том, что Департамент управления имуществом является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу несостоятельны по мотивам, изложенным выше.

Не могут служить основанием для отмены правильного решения и другие доводы кассационной жалобы по мотивам, изложенным выше.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст.362 ГПК РФ, судом не допущено. Аргументов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г.Самара от 30 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Главы г.о.Самара, ДУИ г.о.Самара - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: