О предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке (дети-сироты).



Судья: Бетина Г.А. Гр. дело № 33-11192/2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2010 г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Ермаковой Е.И.,

судей – Решетняк М.А. и Калинниковой О.А.

с участием прокурора Сирик Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 сентября 2010г., которым постановлено:

«Иск Прокурора Центрального района г. Тольятти удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Бессоновой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья»

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Ермаковой Е.И., доводы и заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Центрального района г. Тольятти в интересах Бессоновой Е.С. обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В исковом заявлении прокурор указал, что Бессонова Е.С., 1987 г. рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением Центрального районного суда г. Тольятти от 17.04.1998 г. мать Бессоновой Е.С. – Б.И. признана безвестно отсутствующей. Решением Гурьевского городского суда от 04.08.1999 г. Б.И. лишена родительских прав в отношении дочери. В период с 1995 г. несовершеннолетняя Бессонова Е.С. находилась под опекой, затем находилась на воспитании в приемной семье. Бессонова Е.С. обучалась в профессиональном лицее № г. Тольятти, впоследствии, в 2007 г. закончила Профессиональное училище № г. Тольятти. Закрепленного жилья она не имеет. На основании распоряжения Главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Бессонова Е.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с составом семьи один человек, однако до настоящего он жильем не обеспечена.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 г. № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, а также путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для дальнейшего предоставления жилых помещений лицам данной категории.

Судом установлено, что Бессонова Е.С., 1987 г. рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Центрального районного суда г. Тольятти от 17.04.1998 г. мать Бессоновой Е.С. – Б.И. признана безвестно отсутствующей. Решением Гурьевского городского суда от 04.08.1999 г. Б.И. лишена родительских прав в отношении дочери.

В период с 1995 г. несовершеннолетняя Бессонова Е.С. находилась под опекой, затем на воспитании в приемной семье, обучалась в профессиональном лицее № 30 <адрес>, впоследствии закончила Профессиональное училище № 78 <адрес>.

Закрепленного жилья Бессонова Е.С. она не имеет, на основании распоряжения Главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с составом семьи один человек, однако до настоящего он жильем не обеспечена.

Право Бессоновой Е.С. на внеочередное предоставление жилья мэрией городского округа Тольятти не оспаривается.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Бессонова Е.С. в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, является ребенком-сиротой, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилья.

Ссылка ответчика на нормы Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», а также на нормы Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», обоснованно не принята судом во внимание.

Данные законы не отменяют действие ЖК РФ, а определяют порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен законом.

Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Положения указанной нормы закона разъяснены и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2008 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.03.2009 г.

Обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.

Обязанность по предоставлению жилья законом возложена и на органы местного самоуправления. Мэрия г.о. Тольятти осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.

В связи с чем, довод мэрии г.о. Тольятти о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, является необоснованным.

В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 г. № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется не только путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, но и путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для лиц данной категории.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении обязанности на мэрию г.о. Тольятти предоставить Бессоновой Е.С. вне очереди жилое помещение в г. Тольятти.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.

Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 20 сентября 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г.о. Тольятти – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: