Судья: Гороховик О.В. Дело № 33-11162
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 ноября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Моргачёвой Н.Н.,
судей – Сокол Т.Б., Яковлевой В.В.,
с участием прокурора Сирик Ю.В.,
при секретаре Солдаткиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Главы городского округа Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 сентября 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора г. Самары удовлетворить частично.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары, администрацию г.о. Самары, Главу г.о. Самары предоставить Жукову С.В. с составом семьи 3 человека вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте городского округа Самара, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям».
Заслушав доклад судьи областного суда Моргачёвой Н.Н., объяснения представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара – Шалыгиной Е.К. (по доверенности), представителя Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара – Краснопевцевой Т.Н. (по доверенностям), в поддержание доводов кассационных жалоб, возражения на жалобы Лукониной Е.В., заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Самары обратился в суд с иском в интересах Жукова С.В., Жукова М.С, Лукониной Е.В. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Главе г.о. Самары, Администрации г.о. Самара, Правительству Самарской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что Жуков С.В. с составом семьи 3 человек принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку страдает тяжелым заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. Однако во внеочередном порядке жилье ему на состав семьи три человека не предоставляется.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор г.о. Самары просил обязать Главу г.о. Самары, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самары, Правительство Самарской области предоставить вне очереди Жукову С.В. и членам его семьи Лукониной Е.В., Жукову М.С. жилое помещение в черте г.о. Самара, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, и заключить договор социального найма.
В судебном заседании прокурор г. Самары уточнил исковые требования, просил обязать Главу г.о. Самары, администрацию г.о. Самары, ДУИ г.о. Самары, Правительство Самарской области предоставить вне очереди семье Жукова С.В. жилое помещение в черте г.о. Самары, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, заключить договор социального найма.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационных жалобах Главы городского округа Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного, и принятии по делу нового решения об отказе в иске.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу требований ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.4 ч.1 ст. 51 ЖК).
Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии со ст.17 Закона РФ от 24.11.95 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года осуществляется в соответствий с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
На основании ст.28.2 указанного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда, компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно п.4 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» отдельные категории граждан, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, в том числе инвалиды, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, установленном Правительством Самарской области.
В соответствии с Законом Самарской области №115-ГД от 24.10.2006 г. «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления на территории Самарской области наделяются указанным Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органами государственной власти Самарской области и обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1-4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД.
Статьей 3 указанного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия в пределах выделяемых для этого финансовых средств.
В соответствии со ст.45 Устава г.о. Самара от имени г.о. Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самара в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст.45-47 Устава г.о. Самара.
В соответствии с п. «г» ст.24 Устава г.о. Самара Глава городского округа Самара в пределах своих полномочий издает постановления администрации г.о. Самара по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области органам местного самоуправления.
Из материалов дела видно и не оспаривается сторонами, что Жуков С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий в общежитии по адресу: <адрес>, состоит на учете в ГУЗ Самарской области «<данные изъяты>» с диагнозом <данные изъяты> (л.д.114).
Указанное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ №378 от 16.06.2006 г., при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Установлено, что Жуков С.В. с составом семьи 3 человека состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании Постановления главы администрации Промышленного района г. Самары с 02.04.2000г.
По состоянию на 2010 г. номер очередности Жукова С.В. по г.о. Самара по общему списку 11 442. По состоянию на 2010 год, номер очередности Жукова С. В. по льготному списку как инвалида 2 второй группы 1283.
Также из материалов дела видно, что Жуков С.В., Жуков М.С. и Луконина Е.В. проживают в общежитии по адресу: <адрес> и занимают жилую площадь 16,50кв.м..
При наличии указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора города Самары в части возложения обязанности на ответчиков - Департамент управления имуществом г.о. Самары, администрацию г.о. Самары, Главу г.о. Самара предоставить Жукову С.В. с составом семьи 3 человека вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте городского округа Самара, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
При этом суд правомерно указал, что Глава г.о. Самара, Администрация г.о. Самара, Департамент управления муниципальным имуществом г.о. Самара являются по настоящему делу надлежащими ответчиками, наделенными полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Доводы Главы г.о. Самара о том, что Жуков С.В. обладает правом на предоставление во внеочередном порядке социальной выплаты, а не жилого помещения, суд правильно признал неосновательными, обоснованно указав, что социальная выплата взамен жилого помещения может быть предоставлена Жукову С.В. только при наличии его согласия, однако такого согласия от истца не поступало.
Кроме того, ст.57 ч.2 п.3 ЖК РФ предусмотрено право на предоставление во внеочередном порядке именно жилого помещения. Сторонами не оспаривалось в судебном заседании, что Жуков С.В. обладает правом на предоставление жилого помещения в порядке п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ.
Доводы Главы г.о. Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара в кассационных жалобах о том, что администрация г.о. Самары и Департамент управления имуществом г.о. Самары не являются надлежащими ответчиками по данному делу, являются необоснованными, поскольку полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самара.
Ссылки кассаторов в жалобах на то, что суд в резолютивной части не указал в какой мере каждый из ответчиков должен исполнить обязательство по предоставлению истцу жилого помещения, что противоречит нормам действующего законодательства, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание, поскольку решение не содержит неясностей, противоречивости или нечеткости, и не требует какого-либо разъяснения.
При данных обстоятельствах дела оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется, поскольку обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судом установлены, нормы материального права применены судом правильно.
Доводы кассационных жалоб направлены на иное толкование норм материального права применительно к обстоятельствам дела, установленным в судебном порядке, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Главы городского округа Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: