Судья: Емельянова Е.Н. № 33-11581
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Лазарева Н.А.
Судей – Марушко Л.А., Желтышевой А.И.
С участием прокурора Шабановой Ю.Н.
При секретаре – Ибятуловой Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам департамента образования г.о. Самара и администрации г.о. Самара на решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 08.09.2010 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.о. Самара к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о противопожарной безопасности - удовлетворить.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № г.о. Самара, администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент образования администрации г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения, расположенного <адрес> в соответствии с действующим законодательством, а именно: на втором этаже в методическом кабинете выполнить ширину дверного проема в соответствии с нормативным документом».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., объяснения представителя администрации г.о. Самара – Яковлевой Е.И., представителя департамента образования г.о. Самара – Макаровой Ю.С., представителя департамента управления имуществом г.о. Самара – Пронюшкина Е.В., поддерживающих доводы кассационных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г.о. Самара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о противопожарной безопасности.
В обоснование своих требований прокурор Железнодорожного района г.о. Самара ссылался на то, что Прокуратурой Железнодорожного района г.Самары проверено соблюдение муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад № (далее МДОУ) законодательства об образовании и противопожарного законодательства. Проверкой в МДОУ № выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, Закона РФ «Об образовании».
Так, в нарушение Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения: на втором этаже в методическом кабинете не выполнена ширина дверного проема в соответствии с нормативным документом (СНиП 21-01-97* п. 6. 16); не установлены ручные пожарные извещатели на высоте 1,5 м от уровня пола (и. 12.41 НПБ 88-01 «Нормы пожарной безопасности в РФ»); не смонтированы датчики пожарной сигнализации в холе второго этажа в соответствии с нормативным документом (п. 12.20 НПБ 88-01 «Нормы пожарной безопасности в РФ»). Выявленные нарушения пожарной безопасности подтверждаются актом проверки ОГПН Железнодорожного района от 27.02.2010 № 38.
Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Источником формирования финансовых ресурсов МДОУ № являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ. Выявленные в МДОУ № нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, без привлечения дополнительных средств МДОУ № самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.
Учитывая изложенное, прокурор Железнодорожного района г.о. Самара просил суд обязать администрацию г.о. Самара, департамент управления имуществом г.о. Самара, департамент образования администрации г.о. Самара и Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 404 г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно: на втором этаже в методическом кабинете выполнить ширину дверного проема в соответствии с нормативным документом; установить ручные пожарные извещатели на высоте 1,5 м от уровня пола; смонтировать датчики пожарной сигнализации в холе второго этажа в соответствии с нормативным документом.
Впоследствии, помощник прокурора Железнодорожного района г. Самара С. уточнила исковые требования и отказалась от исковых требований в части установления ручных пожарных извещателей на высоте 1,5 м от уровня пола; смонтирования датчиков пожарной сигнализации в холе второго этажа в соответствии с нормативным документом.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
Департамент образования г.о. Самара и администрация г.о. Самара просят указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит законных оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что МДОУ № осуществляет образовательную деятельность с нарушением требований противопожарного законодательства.
Судом установлено, что в ходе проверки в МДОУ № были выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, Закона РФ «Об образовании».
Согласно акта проверки ОГПН Железнодрожного района от 27.01.2010 года были установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: на втором этаже в методическом кабинете не выполнена ширина дверного проема в соответствии с нормативным документом (СНиП 21-01-97* п. 6. 16); не установлены ручные пожарные извещатели на высоте 1,5 м. от уровня пола (и. 12.41 НПБ 88-01 «Нормы пожарной безопасности в РФ»); не смонтированы датчики пожарной сигнализации в холе второго этажа в соответствии с нормативным документом (п. 12.20 НПБ 88-01 «Нормы пожарной безопасности в РФ»).
Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Принимая во внимание вышеизложенное и установленное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что система противопожарной защиты здания МДОУ № не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем воспитаников, воспитателей, других сотрудников, а также лиц, случайно оказавшихся в МДОУ и поблизости от него.
Установлено, что источником формирования финансовых ресурсов МДОУ № являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Судом установлено, что непосредственное составление проекта бюджета г.о.Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации г.о. Самара, департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1. Положения о департаменте образования администрации г.о. Самара, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательного учреждения.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащихся в законе РФ «О техническом регулировании» и в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации.
Суд пришел к правильному выводу, что выявленные в МДОУ № нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности образовательного учреждения является объектом контроля ОГПН района, поэтому суд правильно сослался на то, что ответчики неоднократно имели возможность выделить средства на устранение нарушений противопожарного законодательства.
Установлено, что без привлечения дополнительных средств МДОУ № самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.
Принимая во внимание вышеизложенное и установленное, суд правильно обязал Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 404 г.о. Самара, администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент образования администрации г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения, расположенного <адрес> в соответствии с действующим законодательством, а именно: на втором этаже в методическом кабинете выполнить ширину дверного проема в соответствии с нормативным документом.
Доводы жалобы о том, что суд постановил незаконное решение, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.
Руководствуясь ст.ст.361-364 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 08.09.2010 г. оставить без изменения, кассационные жалобы департамента образования г.о. Самара и администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: