Судья: Сурков В.П. Гр. дело № 33-11641/2010
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ермаковой Е.И.,
судей: Решетняк М.А., Калинниковой О.А.,
с участием прокурора Нехаевой О.А.,
при секретаре Абишеве М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 05 октября 2010 года, которым постановлено:
«Иск прокурора Промышленного района города Самары в интересах Терехиной Н.В. – удовлетворить.
Обязать Главу г.о.Самара, администрацию г.о.Самара и департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Терёхиной Н.В. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о.Самара, согласно действующему законодательству, за счёт средств бюджета Самарской области».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., объяснения представителя Департамента управления имуществом г.о.Самара – Шалыгиной Е.К. (по доверенности) и представителя Главы г.о.Самара – Краснопевцевой Т.Н. (по доверенности) в поддержание доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Промышленного района г.Самары, действующий в интересах Терёхиной Н.В., обратился в суд с иском к Главе г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара, администрации г.о.Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, указав, что Терехина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, относящимся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Закрепленного жилья Терехина Н.В. не имеет. На основании заявления она была включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на внеочередное жилое помещение по договору социального найма по г.о.Самара, сформированный отделом по учёту и распределению жилой площади администрации г.о.Самара. Однако до настоящего времени Терехина Н.В. жильем не обеспечена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил (с учетом уточнений) обязать Главу г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара, администрацию г.о.Самара предоставить Терёхиной Н.В. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о.Самара, согласно действующему законодательству, за счёт средств бюджета Самарской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Департамент управления имуществом г.о.Самара просит отменить решение суда, вынести новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно п.2 ч.2, ч.3 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
В силу п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.06 №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно ст.5 Закона Самарской области 07.07.05 №152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.08 №421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Из материалов дела следует, что решением Промышленного районного суда г.Самары от 13.07.05 Терехина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана лицом, оставшимся без попечения единственного родителя в несовершеннолетнем возрасте. С момента признания ее лицом, оставшимся без попечения родителей, и до совершеннолетия находилась в детском доме № г.Куйбышева. Жилого помещения за Терехиной Н.В. не закреплялось, личного жилья для проживания она не имеет.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ утверждён список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по г.о.Самара на 2010 год. В данном списке Терехина Н.В. значится под номером 139.
До настоящего времени Терехиной Н.В. жилое помещение либо социальная выплата на приобретение жилья не предоставлены.
В ходе рассмотрения дела Терехина Н.В. подтвердила свои намерения получить социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Согласно ст.22 Устава г.о.Самара (в редакции решений Думы г.о.Самара от 06.08.09) в структуру органов местного самоуправления г.о.Самара входят:
а) Дума г.о.Самара – представительный орган городского округа Самара;
б) Глава г.о.Самара – высшее должностное лицо г.о.Самара, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;
в) Администрация городского округа Самара – исполнительно-распорядительный орган г.о.Самара, возглавляемый Главой г.о.Самара;
г) Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара (далее также – иные органы местного самоуправления г.о.Самара).
Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом Самарской области №115-ГД от 24.10.06 и Уставом г.о.Самара, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области, а Терехина Н.В. проживает в г.Самара, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению; в связи с чем на Главу г.о.Самара, администрацию г.о.Самара и Департамент управления имуществом г.о.Самара обоснованно возложены обязанности по предоставлению Терехиной Н.В. социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы о том, что Департамент управления имуществом г.о.Самара является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу несостоятельны по мотивам, изложенным выше.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст.362 ГПК РФ, судом не допущено. Аргументов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 05 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента управления имуществом г.о.Самара – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: