Судья Иванова Е.Н. № 33-11759
К А С С А Ц И О Н Н О ЕО П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 ноября 2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе
Председательствующего: Николаевой Н.М.
Судей Гороховика А.С., Акининой О.А.
При секретаре Фоминой А.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 3 сентября 2010 г., которым постановлено:
Исковые требования Некрасовой В.М. удовлетворить частично.
Возложить на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанность предоставить Некрасовой В.М. в собственность за плату земельный участок площадью 400 кв.м, относящийся к землям населенных пунктов, занимаемый частью индивидуального жилого дома с приусадебным участком, расположенным по адресу: <адрес>, имеющий кадастровый номер №.
В остальной части исковых требований Некрасовой В.М. отказать.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., объяснения представителя Некрасовой В.М. – Емельянова Д.В., по доверенности, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Некрасова В.М. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области о понуждении передать в собственность за плату земельный участок площадью 400 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> и в месячный срок подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка, направить истице договор с предложением о заключении соответствующего договора.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Сектор архитектуры администрации Куйбышевского района г.о.Самара.
В обоснование иска указано, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 08.04.1993 г., договора реального раздела жилого дома от 20.04.2007 г. Некрасовой В.М. принадлежит на праве собственности часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
04.05.2009 г. Некрасова В.М. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о передаче ей в собственность за плату земельного участка площадью 400 кв.м, с кадастровым номером №, занимаемого указанной частью жилого дома с приусадебным участком.
Решением Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.04.2010 г. Некрасовой В.М. отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что часть испрашиваемого земельного участка площадью 63 кв.м находится в красных линиях, относится к местам общего пользования, поэтому земельный участок не подлежит приватизации и может быть предоставлен только в аренду.
Ссылаясь на то, что Некрасовой В.М. принадлежит на праве собственности часть жилого дома, расположенного именно на земельном участке, находящемся в красных линиях, сам земельный участок в местах общего пользования никогда не находился и не находится, используется только истицей, дом был построен на земельном участке в границах ранее существующей жилой застройки, границы земельного участка сложились на протяжении длительного периода времени и с момента постройки жилого дома и с 1948 года не менялись, а изменение Правила землепользования и застройки г.о.Самара, несоответствие существующего и фактически используемого земельного участка генеральному плану развития города не может препятствовать осуществлению права гражданина на приватизацию данного земельного участка, тем более, что использование участка возможно и без приведения его в соответствие с таким планом, истица просила суд возложить на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанность предоставить ей в собственность за плату земельный участок площадью 400 кв.м.
Судом постановлено указанное выше решение, которое Министерство имущественных отношений в кассационной жалобе просит отменить, считая его неправильным.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считая его законным и обоснованным.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан и юридических лиц, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобрести права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Как следует из пункта 2 статьи 28 и пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Так, пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 г. N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Закон СССР от 06 марта 1990 г. N 1305-1 «О собственности в СССР» введен в действие с 01 июля 1990 г. (пункт 1 Постановления Верховного Совета СССР от 06 марта 1990 г. N 1306-1).
Из материалов дела видно, что Некрасова В.М. является собственником части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 08.04.1993 г., удостоверенного нотариусом Синевой В.В. по реестру № 1-1425, и договора реального раздела жилого дома от 20.04.2007 г., удостоверенного нотариусом Московцевой И.В. по реестру № 3800 (л.д.4, 12, 13).
Из материалов дела видно, что дом, перешедший к Некрасовой В.М. в порядке наследования, был возведен отцом истицы – Яшиным М.А., на земельном участке, площадью 600 кв.м, в соответствии с договором на право застройки № 2764 от 11 июня 1945 г.
Установлено, что Некрасова В.М. пользуется земельным участком площадью 400 кв.м по указанному адресу, на котором расположен ее дом.
Из материалов дела также видно, что желая оформить право собственности на земельный участок площадью 400 кв.м за плату истица обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области. Однако ответом от 30.04.2010 г ей было отказано в предоставлении данного земельного участка за плату, со ссылкой на, что часть испрашиваемого земельного участка площадью 63 кв.м с расположенной на ней частью жилого дома, находится в красных линиях и не подлежит приватизации, а поскольку земельный участок является неделимым и его предоставление возможно лишь на одном виде права (в собственность или в аренду), истице было разъяснено право оформления данного земельного участка площадью 400 кв.м в аренду (л.д.9).
Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара подтвердил, что часть испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, находится в красных линиях и относится к территории общего пользования. В действующем Генеральном плане, утвержденном решением Думы г.о.Самара от 20.03.2008 г. № 539, градостроительная ситуация в указанном районе не изменялась и, соответственно, не изменились планировочные ограничения (Красные линии) (л.д.74).
Поскольку судом установлено, что жилой дом, расположенный на спорном земельном участке был возведен задолго до нанесения красных линий, до утверждения Генерального плана, то суд правомерно удовлетворил заявленные требования, указав при этом, что Закон « О введение в действие Земельного кодекса РФ» не содержит положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.
Пункт 12 статьи 85 ЗК РФ не допускает приватизацию земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.
Земельный участок, на котором расположен жилой дом истицы, с 1945 г. используется в качестве приусадебного участка, никогда не являлся местом общего пользования – улицей, проездом, площадью, сквером и т.п., какие- либо объекты общего пользования на спорном земельном участке отсутствуют, то суд пришел к верному выводу, что п. 12 статьи 85 ЗК РФ о недопустимости приватизации земельного участка общего пользования, в данном случае не подлежит применению.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что судом постановлено законное и обоснованное решение.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием к отмене по существу правильного решения, исходя из следующего.
Судебная коллегия полагает, что судом не были нарушены нормы Гражданско-процессуального законодательства, поскольку разрешая спор по существу, суд возложил обязанность на Министерство имущественных отношений Самарской области предоставить истице в собственность земельный участок, не затрагивая при этом прав и обязанностей ни Департамента, ни Управления Росреестра по Самарской области, поэтому у суда не было основания для привлечения данных органов к участию в деле. К тому же, Министерство имущественных отношений, не было лишено возможности заявить подобное ходатайство в суде первой инстанции.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса определено понятие красных линий, как линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса дано понятие территорий общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
По смыслу п. 12 статьи 85 ЗК РФ не подлежат приватизации существующие территории общего пользования, а спорный земельный участок с 1945 г. не является территорией общего пользования, поэтому нанесение красных линий, обозначивших в данном случае планируемое изменение границ территорий общего пользования, не должно влиять на права граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 3 сентября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна