Судья: Бетина Г.А. Дело № 33-11649/2010
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 ноября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Ермаковой Е.И.,
судей – Калинниковой О.А. и Решетняк М.А.,
при секретаре Абишеве М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 07 октября 2010 г., которым постановлено:
«Иск Нод П.И., Нод З.Н. удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Нод П.И., Нод З.Н. вне очереди жилое помещение в г. Тольятти на состав семьи два человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья».
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Ермаковой Е.И., возражения на доводы жалобы Нод З.Н., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Нод П.И., Нод З.Н. обратились в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В обоснование иска указали, что Нод П.И. на основании Распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № с составом семьи два человека признан нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, принят на учет нуждающихся с ДД.ММ.ГГГГ. Нод П.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает тяжелым заболеванием. Данное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года, дающих право на внеочередное получение жилья. Однако мэрией городского округа Тольятти во внеочередном порядке жилье не предоставляется.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Нод П.И. просил суд обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ему вне очереди жилое помещение на состав семьи два человека.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Частью 2 ст. 58 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Судом установлено, что Нод П.И., 1946 года рождения, страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что подтверждается заключением врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Указанное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 г. (п. 2 перечня).
Согласно выписке из распоряжения заместителя Мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении жилищных вопросов» Нод П.И. составом семьи два человека принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списках граждан данной категории льготников, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Нод П.И. значится под номером №.
Согласно имеющемуся в материалах дела свидетельству о заключении брака, Нод П.И. и Нод З.Н. состоят в зарегистрированном браке.
Согласно выписке из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ Нод П.И. и Нод З.Н. проживают и зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>. Кроме них по указанному адресу зарегистрировано еще 4 человека.
Собственниками указанного жилого помещения являются З.Д., З.М. и Н.Е..
Другого жилья истцы не имеют. Из уведомления Управления ФРС по Самарской области следует, что Нод П.И., Нод З.Н. правом приватизации в г. Тольятти не воспользовались, в реестре собственников не значатся.
Ответчик не оспаривает, что Нод П.И. с составом семьи два человека состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, также не оспаривает право истцов на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории.
Данные доводы судом обоснованно не приняты во внимание.
Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Положения указанной нормы закона разъяснены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2008 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.03.2009 г.
Ссылка представителя ответчика на нормы Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» обоснованно не принята судом во внимание.
Данный закон не отменяет действие ЖК РФ, а определяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен законом.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Нод П.И. и Нод З.Н. в полном объеме.
Обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
Обязанность по предоставлению жилья законом возложена и на органы местного самоуправления. Мэрия г.о. Тольятти осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.
Другие доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г.о. Тольятти от 07.10.2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г.о. Тольятти – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: