О взыскании ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью и взыскании единовременной денежной суммы



Судья Саломатин А.А. гр. дело № 33 - 11699ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего - Шуковой Н.М.

Судей: Салдушкиной С.А., Сказочкина В.Н.

При секретаре: Лейновой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Вязовкиной В.В. – Кузнецова А.В. на решение Самарского районного суда г. Самары от 19.10.2010 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Вязовкиной ФИО12 к Военному комиссариату Самарской области о назначении ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью и взыскании суммы отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А.,

объяснения представителя Вязовкиной В.В. – Кузнецова А.В. (по доверенности), поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражение представителя Военного комиссариата Самарской области – Останчук Ю.И. (по доверенности), заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Вязовкина В.В. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Самарской области о взыскании ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью и взыскании единовременной денежной суммы, указав, что она является вдовой подполковника в отставке Вооруженных Сил России Зольникова Н.Ф., ветерана подразделения особого риска, инвалида 2 группы по общему заболеванию, умершего 26.07.1999 г. вследствие увечья, полученного при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска.

Также истица указала, что с 06.01.2000 г. вступил в силу ФЗ № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору.

Медико-социальной экспертной комиссией Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ 23.01.2001 г. установлено, что заболевание, приведшее к смерти Зольникова Н.Ф., связано с исполнением им служебных обязанностей при непосредственном участии в действиях подразделения особого риска. Истица полагала, что указанное обстоятельство должно определяться как страховой случай, предполагающий страховое обеспечение нетрудоспособных членов семьи военнослужащих, состоящих на его иждивении, при этом обязанности страховщика возложены на Российскую Федерацию.

В силу того, что указанная страховая выплата Военным комиссариатом Самарской области, являющимся органом, производящим пенсионное обеспечение военнослужащих, не назначалась и не выплачивалась, истица полагала, что государственным органом исполнительной власти незаконно не начисляется и не выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда и тем самым ей причиняется вред.

Истица просила суд обязать Военный комиссариат Самарской области признать за ней право на получение с 01.08.1999 г. выплат в возмещение вреда как вдове Зольникова Н.Ф., умершего вследствие заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей в подразделениях особого риска; обязать Военный комиссариат Самарской области за счет средств казны Российской Федерации назначить ей пожизненно с 01.09.2010 г. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью ее мужу Зольникову Н.Ф. в связи с воздействием радиации вследствие непосредственного участия в действиях подразделения особого риска в сумме 5 908 руб. 94 коп., включить истицу в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты. В дальнейшем указанную денежную компенсацию индексировать в соответствии с действующим законодательством, а также взыскать единовременно с Военного комиссариата Самарской области за счет средств казны образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячных страховых выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, с учетом сводного индекса роста потребительских цен в Самарской области в размере 745 452 руб. 87 коп.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Вязовкиной В.В. – Кузнецов А.В. просит решение суда отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 года №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», в редакции, действовавшей до 22.08.2004 г., распространяется действие Закона РСФСР от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением.

К гражданам из подразделений особого риска относятся лица, в том числе, из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений, (п.п. «а» п.1).

Согласно п.2 указанного Постановления, семьям, потерявшим кормильца из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, предоставляются льготы и компенсации, установленные пунктами 4,12-15,19-23 статьи 14, частью второй статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Между тем, возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатами в указанных размерах предусмотрено пунктом 25 статьи 14 базового Закона в редакции Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ.

Изменявшиеся в дальнейшем редакции указанных законов также не предусматривали компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, семьям кормильцев.

Членам семьи граждан из подразделений особого риска были установлены льготы и компенсации в том объеме, как об этом указано в Постановлении ВС РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1, в том числе и право на пенсию по случаю потери кормильца, которую получает истица.

Из материалов дела усматривается, что решением Самарского районного суда г. Самары от 18.05.2010 г., вступившим в законную силу, установлено, что истица Вязовкина В.В. не имела право на получение компенсации за вред здоровью умершего мужа, являвшегося участником подразделений особого риска, на основании закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Правовой статус военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, определен федеральным законом от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Пунктом 1 статьи 18 установлено, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовое регулирование страховых правоотношений военнослужащих осуществляется специальным нормативно-правовым актом - Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».

Указанный Федеральный закон определяет условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции. Осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц в период мобилизации, военного положения и в военное время определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исправительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» определен порядок организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.

- в пункте 1 статьи 2 определяется, что страховщиками по обязательному государственному страхованию могут быть страховые организации, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователями договоры обязательного государственного страхования. Следовательно военный комиссариат Самарской области не может быть ответчиком по данному иску, т. к. не является страховщиком.

- статья 4 определяет страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются:

гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы-, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);

досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военной службы, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе или не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Пунктом 1 ст. 5 Закона № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ссылкой на который Вязовкина В.В. обосновывает свои исковые требования, определен круг лиц, подлежащих социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. А именно, к ним относятся:

- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

- физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем, физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Кроме того, данным законом установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Также установлено, что Зольников Н. Ф. умер 26.07.1999 г. будучи пенсионером МО РФ, пенсия назначена ему была с 14.09.1981 г., а 15.06.1998 г. ему была установлена инвалидность 2 группы, причина инвалидности - общее заболевание.

С учетом того, что правовое регулирование страхования военнослужащих определено специальным законом, суд обоснованно указал, что закон, на который ссылается истица, не распространяет свое действие на военнослужащих.

Поскольку Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 г. № 4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» по своему содержанию повторяет положения Закона РФ № 125-ФЗ, кроме того, утратил силу в связи с принятием Федерального Закона № 90-ФЗ от 30.06.2006 г., суд правильно признал необоснованным довод истицы о применении к спорным правоотношениям положений, содержащихся в указанном постановлении.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, оснований для удовлетворения исковых требований Вязовкиной В.В. не имеется.

Доводы кассационной жалобы представителя истицы о том, что при разрешении спора суд неправильно применил и истолковал нормы материального права, не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным основаниям.

Судебная коллегия считает решение суда правильным, оснований к его отмене не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Самарского районного суда г. Самары от 19 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Вязовкиной В.В. – Кузнецова А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: