О признании противоречащим закону и не действующим с момента опубликования постановления Главы муниципального района



Судья Шохина Т.Н. гр. дело №33-11764

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Шуликиной С.М.,

судей Минеевой О.Г., Шабаевой Е.И.,

с участием прокурора Кушнирчук А.И.,

при секретаре Чирковой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации муниципального района Сергиевский Самарской области на решение Сергиевского районного суда Самарской области от 20 октября 2010 года, которым постановлено:

«Признать Постановление Главы муниципального района Сергиевский № № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности, геодезическая деятельность» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Сергиевский» признать противоречащим закону и недействующим с момента опубликования.

Обязать Главу муниципального района Сергиевский опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете «Сергиевская Трибуна».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Минеевой О.Г., объяснения представителя администрации муниципального района Сергиевский Самарской области – Коминой М.В. (по доверенности), в поддержание доводов кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Сергиевского района Самарской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и не действующим с момента опубликования постановления Главы муниципального района Сергиевский № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности, геодезическая деятельность» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Сергиевский»; о возложении на Главу муниципального района Сергиевский обязанности опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете «Сергиевская Трибуна».

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что данное постановление, опубликованное в газете «Сергиевская Трибуна» № (434) от ДД.ММ.ГГГГ и вступившее в действие с момента опубликования, является незаконным и не подлежит применению, поскольку противоречит требованиям федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №№-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно ст. ст.12, 13 210-ФЗ от 27.07.10 года предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента.

Согласно п.7 ст.13 названного Закона проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.

В нарушение указанных требований проект административного регламента предоставления муниципальной услуги на официальном сайте не публиковался, независимой экспертизе не подвергался, что недопустимо и свидетельствует о существенных нарушениях процедуры принятия нормативного правового акта, установленного федеральным законодательством.

Ссылаясь на допущенное нарушение права неопределенного круга лиц на проведение независимой экспертизы проекта административного регламента, прокурор просил суд признать противоречащим закону и недействующим с момента опубликования Постановление Главы муниципального района Сергиевский № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности, геодезическая деятельность» Управлением заказчика-застройщика архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Сергиевский»; обязать Главу муниципального района Сергиевский опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете «Сергиевская Трибуна».

Судом было постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации муниципального района Сергиевский Самарской области просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу п.п.9, 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения.

Из материалов дела видно, что постановлением Главы администрации муниципального района Сергиевский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованным в газете «Сергиевская трибуна» № №) от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности, геодезическая деятельность» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Сергиевский» (Приложение № к Постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ).

Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг органами местного самоуправления, регулируются нормами федерального закона от 27.07.10 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», вступившего в законную силу 30.07.10.

Согласно ст. 12, 13 210-ФЗ от 27.07.10 предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента.

Проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.

Предметом независимой экспертизы проекта административного регламента является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента для граждан и организаций.

Независимая экспертиза может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств.

Судом было установлено, что в нарушение указанных требований ФЗ №210 от 27.07.10 проект административного регламента предоставления муниципальной услуги на официальном сайте не публиковался, в связи с чем было нарушено право неопределенного круга лиц на проведение независимой экспертизы проекта административного регламента, что недопустимо и свидетельствует о существенных нарушениях установленной законом процедуры принятия нормативного правового акта.

Согласно п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суд, установив, что был нарушен порядок принятия нормативного правового акта, вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

В связи с изложенным суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора, признав противоречащим закону и недействующим с момента опубликования постановление Главы администрации муниципального района Сергиевский Самарской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности, геодезическая деятельность» Управлением заказчика-застройщика архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Сергиевский», обязав Главу муниципального района Сергиевский опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете «Сергиевская Трибуна».

При рассмотрении заявления прокурора суд правильно руководствовался положениями Главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Вместе с тем, оценивая доводы представителя администрации района, суд в решении ошибочно сослался на постановление Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.09 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Однако данная ошибка не привела к постановке незаконного или необоснованного решения по делу.

Доводы кассационной жалобы о том, что окончательное решение о необходимости учета результатов проведенной независимой экспертизы проекта административного регламента или об отказе в их учете принимает разработчик административного регламента, не могут свидетельствовать о соответствии оспариваемого постановления закону, поскольку в силу ст.13 Закона РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», размещение проекта административного регламента в сети Интернет является обязательным требованием и возможность проведения независимой экспертизы установлена для любого проекта административного регламента.

Доводы жалобы о том, что до настоящего времени от граждан не поступало обращений, исков о признании вышеуказанного постановления незаконным, изменении, дополнении или отмене нормативного правового акта, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не лишает прокурора права в пределах своей компетенции обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Решение суда является законным и обоснованным, постановленным при правильном применении норм материального и процессуального права.

Оснований для отмены судебного решения по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сергиевского районного суда Самарской области от 20.10.10 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации муниципального района Сергиевский Самарской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: