Судья: Хусаинова Е.В. Дело № 33-11960
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Шуковой Н.М.
судей: Салдушкиной С.А., Шабаевой Е.И.
при секретаре Никипеловой О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Министерства управления финансами Самарской области и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 23 августа 2010 года, которым постановлено:
«Уточненные исковые требования прокурора г. Новокуйбышевска в интересах Кривошеиной Е.В. к Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерству управления финансами Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения из числа детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить.
Обязать Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области предоставить, Кривошеиной Е.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную выплату на приобретение жилого помещения, за счет средств бюджета Самарской области, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, имеющему право на внеочередное предоставление жилого помещения.»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шуковой Н.М., представителя Министерства управления финансами Самарской области –Инкиной Н.В. (по доверенности) в подержание доводов кассационной жалобы, возражения на доводы кассационной жалобы представителя администрации г.о. Новокуйбышевск- Арифуллиной Ж.Р.(по доверенности), заключение прокурора Фоминой И.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г. Новокуйбышевска обратился в суд с иском к администрации г.о. Новокуйбышевск, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерству управления финансами Самарской области об обеспечении жилым помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование исковых требований прокурор указал на то, что Кривошеина Е.В. осталась без попечения родителей, поскольку ее мать, имеющая статус одинокой матери была лишены родительских прав. Постановлением Главы г.о. Новокуйбышевск Кривошеина Е.В. включена в список граждан на получение жилья из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Ссылаясь на то, что жилых помещений в муниципальном фонде г.о. Новокуйбышевска нет, прокурор просил обязать ответчиков –Министерство управления финансами Самарской области и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли выделить денежные средства на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья Кривошеиной Е.В. и обязать администрацию г.о. Новокуйбышевск предоставить ему социальную выплату на приобретение жилья за счет средств бюджета Самарской области.
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования, исключив из числа ответчиков администрацию г.о. Новокуйбышевск, просил суд обязать Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области предоставить Марковой А.Д. социальную выплату для приобретения жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационных жалобах Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области просят решения суда отменить, считая его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, поскольку постановлено с нарушением норм процессуального и материального права.
Удовлетворяя требования прокурора о возложении обязанностей на Министерство управления финансами Самарской области и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области предоставить Кривошеиной Е.В. социальную выплату на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Самарской области суд исходил из того, что законодательство субъекта РФ наделяет органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
При этом выводы суда сделаны на основе анализа законодательства Самарской области, которым предусматривается порядок обеспечения указанной категории граждан жилыми помещениями либо предоставления им социальной выплаты за счет субвенций областного бюджета.
Между тем, обеспечение детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями либо предоставления им социальной выплаты, являются полномочиями органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области, а исполнение данных обязательств осуществляется за счет средств областного бюджета.
В соответствии с ч.1,2 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Закон Самарской области № 87 ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» распространяет свое действие на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст.2 вышеназванного закона обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно ч.3 ст.2 данного закона дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным статьей 5 настоящего Закона.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата.
В соответствии с требованиями Закона Самарской области № 115 -ГД « О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в п.п.1-4 ч 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87 ГД.
Согласно п. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 года № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» указанной категории граждан предоставляется жилье по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления ими социальных выплат уполномоченным органом.
Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Таким образом, из вышеприведенных норм, следует, что государственные полномочия по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями либо предоставления вместо жилья социальной выплаты, переданы органам местного самоуправления, а обеспечение указанных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
При этом Министерство управления финансами Самарской области, являясь финансовым органом субъекта РФ, организует исполнение областного бюджета, который принимается в форме закона Самарской Губернской Думой.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом о бюджете на текущий год и плановый период.
При наличии указанных обстоятельств, возложение судом обязанности на ответчиков предоставить социальную выплату Кривошеиной Е.В. нельзя признать правильным.
Кроме этого, возлагая обязанность на ответчиков по предоставлению социальной выплаты Кривошеиной Е.В. суд не учел того, что Кривошеина Е.В. не состоит в каких –либо правоотношениях с ответчиками, в связи с чем предоставление непосредственно физическому лицу социальной выплаты Министерством управления финансов либо Министерством экономического развития, инвестиций и торговли в силу их иной компетенции, невозможно.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело на новое рассмотрение, поскольку допущенные судом нарушения не могут быть исправлены кассационной инстанцией.
Руководствуясь ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 23 августа 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий:
Судьи: