О признании акта проверки трудового законодательства незаконным



Судья: Родивилова Е.О. гр. дело № 33-11864/2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Решетняк М.А.,

Судей: Калинниковой О.А., Степановой Л.И.,

при секретаре Бестаевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ООО Промышленно-строительная компания «САМИКС» на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 30 сентября 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления ООО ПСК «САМИКС» о признании незаконным Акта проверки соблюдения трудового законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ- отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителей ООО ПСК «САМИКС» в лице директора Кулачкина А.И. и, действующего на основании доверенности Каткова Н.К., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя Государственной инспекции труда в Самарской области по доверенности Григорьева О.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА :

ООО Промышленно-строительная компания «САМИКС» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным Акта проверки соблюдения трудового законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что на основании распоряжения ВРИО заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Григорьевым О.Н. была проведена плановая проверка соблюдения ООО ПСК «САМИКС» требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. По результатам проверки был составлен Акт, где отражены выявленные нарушения трудового законодательства, за которые в адрес Общества вынесено предписание, а также составлены протоколы об административном правонарушении и о временном запрете деятельности. ООО ПСК «САМИКС» не согласно с вынесенными протоколами, предписанием и актом, поскольку в нарушение п. 3 ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контракта», Общество не было включено в план проведения проверок соблюдения в хозяйствующих субъектах трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на 2010 г., опубликованном на официальном сайте Госинспекции труда в Самарской области. Кроме того, считают, что при проведении проверки нарушены требования п. 9 ст. 12 ФЗ № 294-ФЗ», а именно, о проведении плановой проверки ООО ПСК «САМИКС» было уведомлено лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. непосредственно в момент проведения проверки, в то время как указанная норма закона предусматривает уведомление организации о плановой проверке не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Указанные нарушения требований закона является грубым, а, следовательно, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки подлежат отмене.

Ссылаясь на данные обстоятельства ООО ПСК «САМИКС» просило суд признать незаконным Акт проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права № от ДД.ММ.ГГГГ

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе ООО ПСК «САМИКС» просит отменить решение суда, считает его незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считает его правильным.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ООО ПСК «САМИКС» государственной инспекцией труда в Самарской области проведена плановая выездная проверка, что подтверждается Распоряжением на проведение проверки соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права № от ДД.ММ.ГГГГ

В ходе проверки в ООО ПСК «САМИКС» выявлено 28 нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно установлены нарушения требований ст. ст. 212, 221, 225 Трудового Кодекса РФ, п.п. 2.2.2, 2.3.1, 2.3.2, п.3.4 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденных Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г., п. 3.6. п.4.2, п.4.3. п. 3.6, п.7.2.2, п.7.2.4, п.7.2.5 ГОСТ 12.0.004-90 «Организация безопасности труда. Общие положения», п.5.1 «Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда», утвержденных Постановлением Минтруда РФ № 80 от 17.12.2002 г., п.5.3.10, п.5.3.11, п.7.1.1, п. 7.2.1, п. 10.3.2 «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением» ПБ 03-576-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 г. № 91, п. 3.343 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Госгортехназдором РФ № 9 от 18.03.2003 г., ст. 17 ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», п. 4.1.12, п.4.1.13 «Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта» ПОТ РМ-008-99, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 г. № 18, п. 13 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития № 290н от 01.06.2009 г., п. 1.2.7, п.1.4.4, п.1.4.3, п.3.5.11 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. № 6, п.2.4, п. 10.7 «Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок» ПОТ РМ-016-2001, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 г. № 163 и постановлением Минтруда России от 05.01.2001 г. №3.

По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Григорьевым О.Н. был составлен Акт проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права №.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО ПСК «Самикс» был составлен протокол об административном правонарушении №, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В обоснование заявленных требований о признании Акта проверки незаконным, ООО ПСК «САМИКС» ссылалось на то, что организация не была включена в План проведения проверок Государственной инспекцией труда в Самарской области на 2010 г., о начале производства проверки они не были уведомлены за три рабочих дня, чем нарушены требования п. 3 ст. 9 и п. 9 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Согласно п. 12 ст. 9 указанного Федерального закона, о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя ( ч. 1 ст.20 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Как установлено судом, генеральный директор ООО ПСК «САМИКС» Кулачкин А.И. о времени и месте проведения плановой проверки и необходимости представления необходимых документов на ДД.ММ.ГГГГ был уведомлен ДД.ММ.ГГГГ в 13.30 час. посредством телефонограммы, что подтверждается записями в Журнале учета телефонограмм, представленном Государственной инспекцией труда (л.д. 51-53) и не оспаривалось представителем заявителя.

Принимая во внимание, что п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ предусматривает возможность уведомления юридического лица органом государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки не только заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, но и иным доступным способом, суд пришел к правильному выводу о том, что порядок извещения ООО СПК «САМИКС» о проведении проверки Государственной инспекцией труда нарушен не был.

Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» вид проверок определен как плановая и внеплановая.

Между тем, в силу ч. 5 ст. 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции ФЗ от 28.04.2009 № 60-ФЗ, от 27.12.2009 г. № 365-ФЗ), устанавливающей порядок вступления в силу настоящего Федерального закона, «до 1 января 2011 года порядок, устанавливающий организацию и проведение проверок в части, касающейся вида, предмета, основания проверок и сроков их проведения, не применяется при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ», в том числе при осуществлении государственного контроля и надзора в сфере труда.

В силу ст. 357 Трудового Кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;

предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий и др.

Согласно ст. 360 Трудового Кодекса Российской Федерации, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

В соответствии с положениями Конвенции № 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» система инспекции труда на промышленных предприятиях распространяется на все предприятия, в отношении которых инспекторы обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы (ст. 2).

Инспектор труда, снабженный документами, удостоверяющими его полномочия, имеет право беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток в любую организацию, охватываемую контролем инспекции (ст. 12 Конвенции).

Организации инспектируются так часто и так тщательно как это необходимо для обеспечения эффективного применения законодательных положений ( ст. 16 Конвенции).

Анализ приведенных положений законодательства позволяет прийти к выводу о том, что тот факт, что ООО ПСК «САМИКС» не было включено Государственной инспекцией труда в Самарской области в план проведения проверок соблюдения в хозяйствующих субъектах трудового законодательства на 2010 г., опубликованный на официальном сайте инспекции, а также не было письменно уведомлено о предстоящей проверке, основанием к признанию оспариваемого Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и ее результатов незаконными не является.

Как усматривается из материалов дела, указанный план проверки Государственной инспекцией труда в Самарской области был скорректирован, что требованиям закона не противоречит.

При таких обстоятельствах суд законно и обоснованно отказал ООО ПСК «САМИКС» в удовлетворении заявленных требований.

Доводы ООО Промышленно-строительной компании «САМИКС» в кассационной жалобе о неправильной оценке судом обстоятельств дела и исследованных доказательств, неправильном применении закона, по вышеуказанным основаниям несостоятельны.

Согласно ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положения указанного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, основания проверок и сроков их проведения, при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере труда до 1 января 2011 года не применяются.

В связи с этим ссылки в кассационной жалобе на допущенные государственным инспектором труда при проведении проверки в ООО ПСК «САМИКС» грубые нарушения требований законодательства, не могут быть учтены судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 30 сентября 2010 года

оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО Промышленно-строительная компания «САМИКС» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: