О предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке (дети-сироты).



Судья: Сериков В.А. Гр. дело № 33-12087/2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 декабря 2010 г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Ермаковой Е.И.,

судей – Решетняк М.А. и Захарова С.В.,

с участие прокурора Кушнирчук А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе мэрии городского округа Тольятти Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 октября 2010г., которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Склипис И.С. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья».

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Ермаковой Е.И., доводы и заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Автозаводского района г. Тольятти в интересах Склипис И.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В исковом заявлении прокурор указал, что Склипис И.С. является лицом, относящимся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Решением Автозаводского райсуда г. Тольятти от 01.03.2006 г. родители девочки, мать С.О. и отец С.С., лишены родительских прав в отношении дочери. Склипис И.С. до совершеннолетия была помещена в муниципальное учреждение «<данные изъяты>» г. Тольятти. Закрепленного жилья Склипис И.С. не имеет. ДД.ММ.ГГГГ Склипис И.С. обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения. Согласно выписки из постановления мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Склипис И.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

Суд исковые требования удовлетворил.

В кассационной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 г. № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, а также путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для дальнейшего предоставления жилых помещений лицам данной категории.

Судом установлено, что Склипис И.С. является лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Автозаводского райсуда г. Тольятти от 01.03.2006 г. родители девочки, мать С.О. и отец С.С., лишены родительских прав в отношении дочери.

Склипис И.С. до совершеннолетия была помещена в муниципальное учреждение «<данные изъяты>» г. Тольятти.

Закрепленного жилья Склипис И.С. не имеет.

ДД.ММ.ГГГГ Склипис И.С. обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения. Согласно выписки из постановления мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Склипис И.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

Право Склипис И.С. на внеочередное предоставление жилья мэрией городского округа Тольятти не оспаривается, однако мэрия считает, что жилое помещение должно быть представлено истцу согласно очередности льготников соответствующей категории.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Склипис И.С. в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилья.

Поэтому суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Автозаводского района г. Тольятти, обоснованно возложил на мэрию городского округа Тольятти обязанность предоставить Склипис И.С. жилое помещение в г. Тольятти по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.

Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от исполнения субъектами правоотношений, на которых возложены обязанности по их реализации, своих полномочий.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Суд обоснованно не принял во внимание доводы представителя ответчика о том, что мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций, а надлежащим ответчиком является Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. В соответствии с Жилищным законодательством РФ на органы местного самоуправления возложены обязанности по предоставлению жилья гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 г. № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется как путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, так и путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для лиц данной категории.

Ссылка ответчика на не предоставление необходимого финансирования для реализации указанных государственных полномочий со стороны Самарской области не может быть принята во внимание.

Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 15 октября 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: