О предоставлении жилого помещения



Судья: Панкратова Т.В. Дело № 33-12333/2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Моргачевой Н.Н.

Судей: Степановой Л.И., Захарова С.В.

При секретаре Мучкаевой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Мэрии г.о.Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 08 ноября 2010 года, которым постановлено:

«Иск удовлетворить.

Обязать Мэрию г. Тольятти предоставить Пужаеву В.В. жилое помещение в гор. Тольятти на состав семьи четыре человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: г.Тольятти, ул.Железнодорожная, 35-47.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Степановой Л.И., объяснения представителя Мэрии г.о.Тольятти по доверенности Певзнер А.Ю. в поддержание кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пужаев В.В. обратился в суд с иском к Мэрии г.о. Тольятти о предоставлении жилого помещения.

В обоснование своих требований указал, что с 31.01.2003г. состоит в должности участкового уполномоченного милиции ОК УВД по Комсомольскому району г.Тольятти. 08.09.2010 г. был принят на учет нуждающихся в жилом помещении, как участковый уполномоченный милиции с составом семьи 4 человека, но до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить жилое помещение на состав семьи 4 человека в соответствии с нормами, установленным жилищным законодательством РФ.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Мэрия г.о.Тольятти просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст.30 Закона РФ «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

На основании ст.35 Закона РФ «О милиции» финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджет, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что Пужаев В.В. с составом семьи четыре человека зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире по адресу: г.Тольятти, ул. Железнодорожная, 35-47.

Указанная квартира принадлежит Пужаеву В.В. на праве собственности на основании договора купли-продажи.

08.09.2010г. истец был принят на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку состав его семьи 4 человека и имеющаяся у него в собственности однокомнатная квартира не соответствует установленным законодательством нормам.

Согласно постановлению Мэра г.Тольятти № 141-1/П от 05 октября 2005 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. ..» на территории г.о.Тольятти установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для семей из трех и более человек - по 15,0 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.

Таким образом, истец с составом семьи четыре человека по установленной на территории г.Тольятти норме должен быть обеспечен жилой площадью 60 кв.м.

Поскольку имеющаяся у Пужаева В.В. в собственности однокомнатная квартира площадью 33,3 кв.м. не соответствует установленным законодательством нормам, истец с составом семьи четыре человека продолжает нуждаться в жилой площади. Нуждаемость истца в улучшении жилищных условий Мэрией г.о. Тольятти не оспаривается.

На основании распоряжения заместителя мэра т.о. Тольятти № от 20.09.2010 года Пужаев В.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, как участковый уполномоченный милиции, с составом семьи 4 человека.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования Пужаева В.В. в части возложения обязанности на Мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи четыре человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Суд правильно возложил обязанность по предоставлению жилья Пужаеву В.В. на Мэрию г.Тольятти, поскольку Мэрия осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.

Доводы кассационной жалобы о том, что финансирование службы участковых уполномоченных осуществляется за счет средств областных бюджетов, а, следовательно, обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Правительство Самарской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку статьей 30 Закона РФ «О милиции» данная обязанность возложена, в том числе, и на органы местного самоуправления.

Правительство Самарской области своего жилищного фонда не имеет.

Суд правильно указал, что обязанность по предоставлению жилья законом не связывается и с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования, свободного жилого фонда, служебного жилого фонда и других обстоятельств, поскольку ст.30 Закона РФ «О милиции» является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади участковым уполномоченным.

Доводы жалобы в той части, что Жилищный Кодекс РФ предусматривает предоставление муниципального жилья только малоимущим гражданам в порядке очередности, несостоятельны. Пункты 3, 4 ст. 49 ЖК РФ предусматривают возможность предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления по договору социального найма категориям граждан, указанным в п. 3 ст. 49 ЖК РФ (иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан), если иной порядок предоставления им жилья не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Ссылка кассатора на то, что в соответствии с п.5 ст.19 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, также не может быть принята во внимание.

Установленная статьей 30 Закона РФ «О милиции» обязанность органов местного самоуправления не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие - обеспечение жильем такой категории государственных служащих, как работники расположенных на территории муниципального образования органов милиции, имеет как общегосударственное, так и местное значение. Содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, подлежат совместному разрешению государственными органами и органами местного самоуправления.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции РФ, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления.

Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 08 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Мэрии г.о.Тольятти - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи