Судья Клюев С.Б. гр. дело №33-11377
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шуликиной С.М.,
судей Минеевой О.Г., Шабаевой Е.И.,
при секретаре Мучкаевой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ООО «Терминал» на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 21 сентября 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования Межрайонной ИФНС России №№ по Ульяновской области удовлетворить.
Запретить ООО «Терминал» осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в лотерейном клубе, расположенном по адресу: <адрес>
Взыскать с ООО «Терминал» государственную пошлину в доход государства в сумме 4 000 рублей».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Минеевой О.Г., объяснения представителя ООО «Терминал» - Гуськовой Е.Д. (по доверенности), в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя МИФНС России №7 по Ульяновской области – Бариновой Е.С. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № по Ульяновской области обратилась в суд с иском к ООО «Терминал» о запрете осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр.
В обоснование исковых требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС № по Ульяновской области на основании поручения заместителя прокурора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № по Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №244-ФЗ, Федерального закона «О лотереях» от ДД.ММ.ГГГГ №138-ФЗ по месту нахождения обособленного подразделения ООО «Терминал» в <адрес>.
Проверкой установлено, что ООО «Терминал» является агентом по проведению стимулирующей лотереи «Ф», а также распространителем лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Г». Для получения допуска к участию в лотерее необходимо приобрести лотерейный билет «Госпожа удача» номинальной стоимостью 100 рублей. В случае, если лотерейный билет оказывается безвыигрышным, участнику предлагается продолжить участие в лотерее, посредством игры на лотерейных терминалах. Для этого администратор игрового зала с помощью магнитного ключа и клавиш на автомате вручную набивает 100 баллов. Затем, если игроку при помощи совершения игровых операций и выпадения выигрышных комбинаций удалось выиграть, ему выплачивается сумма выигрыша наличными денежными средствами непосредственно в кассе игрового зала. В случае проигрыша участнику предлагается поучаствовать в стимулирующей лотерее «Феникс». Для этого необходимо приобрести товар, с реализацией которого связано проведение стимулирующей лотереи (в данном лотерейном клубе это карта оплаты доступа и услуг), после чего администратор с помощью магнитного ключа и клавиш вносит в автомат данные, дающие возможность участнику лотереи использовать автомат по заложенной в нем игровой программе.
Для проведения лотереи ответчиком используются лотерейные терминалы марки «<данные изъяты>» в количестве 35 единиц с демонтированными монетоприемниками, подключенные к электрической сети и находящиеся в режиме функционирования. Из представленного ответчиком сертификата соответствия на лотерейное оборудование, следует, что продукции присвоено наименование «Лотерейные терминалы», код №. При этом такой вид продукции не включен в Общероссийский классификатор продукции ОК № под указанным кодом значится продукция «сети, системы комплексы вычислительные электронные цифровые». Кроме того, демонтаж монетоприемников не свидетельствует о том, что игровое оборудование является лотерейным. Согласно правовой позиции, высказанной Министерством финансов РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, игровой автомат без устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии блока центрального управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом. Таким образом, используемые ответчиком автоматы не являются лотерейным оборудованием, а фактически являются игровыми автоматами, которые предназначены для проведения азартных игр с материальным выигрышем, определяемым случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Сопоставление условий проведения лотереи и конкретных обстоятельств, связанных с деятельностью ответчика по ее проведению, показывает, что фактически под видом проведения лотереи ООО «Терминал» осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр, то есть деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр.
Несоблюдение установленных законодательством ограничений в деятельности ООО «Терминал» по организации и проведению азартных игр нарушает законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а также посягает на общественную нравственность посредством создания условий для вовлечения в азартные игры несовершеннолетних.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд вынести решение о запрете осуществления ООО «Терминал» деятельности по организации и проведению азартных игр в лотерейном клубе, расположенном по адресу: <адрес>.
Судом было постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель ООО «Терминал» просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.5 Закона РФ от 29.12.06 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.2 Закона РФ от 11.11.03 № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет (ч.2 ст.3 Закона РФ от 11.11.03 № 138-ФЗ «О лотереях»).
Лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея) (п.2 ч.3 ст.3 Закона РФ от 11.11.03 № 138-ФЗ «О лотереях»).
Согласно ч.1 ст. 16 Закона РФ от 11.11.03 № 138-ФЗ «О лотереях» договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
Судом было установлено, что по договору комиссии № б/н от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-36) ООО «Мидас» (Организатор) поручает, а ООО «Терминал» (Распространитель) принимает на себя обязательства по распространению лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Госпожа Удача» среди участников лотереи, приему лотерейных справок, выплате, передаче или предоставлении выигрышей (п.1.1). Распространитель обязуется проводить лотерею в строгом соответствии с условиями проведения лотереи «Госпожа Удача» (п.2.1.1).
В соответствии с Условиями проведения лотереи «Госпожа Удача» лотерея основывается на определении выигрыша непосредственно после внесения участником лотереи платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета. Выдача выигрышей осуществляется в местах распространения билетов, в тот же день, за исключением случаев возникновения сомнений в подлинности билета. Выигрыши в натуре не осуществляются (л.д.26-27).
Согласно агентскому договору №№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47-49) ООО «Мидас» (Принципал) поручает, а ООО «Терминал» (Агент) обязуется совершить следующие действия: реализовывать (продавать) товар принадлежащий Принципалу, реализовывать услуги и проводить от своего имени стимулирующую лотерею «Феникс», в том числе проводить розыгрыш призового фонда лотереи и выплачивать по ним выигрыши в соответствии с условиями проведения стимулирующей лотереи и положениями настоящего договора (п.п.1.1. и 2.1.). Лотерея проводится с целью стимулирования приобретения Услуги в виде доступа к. информационным ресурсам, использования баз данных, поиска данных, их отбора и сортировки по запросам, предоставления отобранных данных пользователям (п.2.1.1.). Агент не является оператором Лотереи (п.2.1.2.). Агент обязан проводить Лотерею в точном соответствии с условиями проведения стимулирующей лотереи (п.2.1.3.).
В соответствии с Условиями стимулирующей лотереи «Ф» (л.д.39-39-40) для того, чтобы стать участником стимулирующей лотереи, потенциальному участнику необходимо в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплатить товар, с реализацией которого связано проведение стимулирующей лотереи и предъявить организатору лотереи в месте оплаты товара чек или иной унифицированный документ, подтверждающий оплату товара, после чего потенциальный участник будет зарегистрирован в качестве участника стимулирующей лотереи и участвовать в выигрыше призового фонда, предшествующем дате подачи заявки (п.6). Организатор стимулирующей лотереи обязан провести розыгрыш призового фонда и выплатить выигрыши выигравшим участникам стимулирующей лотереи. Организатор стимулирующей лотереи не вправе обременять призовой фонд какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участниками по выплате выигрышей, а также использовать средства призового фонда лотереи иначе, чем на выплату выигрышей (п.7). Для розыгрыша призового фонда организатором стимулирующей лотереи создается тиражная комиссия (п.8). Выплата выигрышей участникам стимулирующей лотереи осуществляется в местах реализации товара в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Для получения выигрыша выигравшему участнику необходимо представить организатору стимулирующей лотереи чек или иной документ, подтверждающий оплату товара; документ, удостоверяющий личность (п.9).
В Описании признаков или свойств товара, позволяющего установить взаимосвязь такого товара и проводимой стимулирующей лотереи, говорится, что признаками товара, с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, являются: CD/DVD диски без записи производства <данные изъяты>; карты оплаты доступа к информационно-развлекательному Интернет - сервису ООО «Мидас» (л.д.42).
Согласно Описанию способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником, участник стимулирующей лотереи не вносит отдельной платы за участие в стимулирующей лотерее; реализация товара организатором стимулирующей лотереи является офертой неограниченному кругу лиц на заключение сделки на участие в стимулирующей лотерее; факт направления участником стимулирующей лотереи заявки на участие в лотерее и ее приема организатором согласно условиям стимулирующей лотереи означает заключение договора на участие в стимулирующей лотерее между организатором и участником (л.д.43).
В соответствии с п.18 ст.4 Закона № 244-ФЗ, игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Согласно п.14 ст.2 Закона №138-Ф3 лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Сопоставляя условия проведения бестиражной лотереи «Г», стимулирующей лотереи «Ф» и установленные судом обстоятельства, связанные с деятельностью по проведению данных лотерей, которые подтверждаются материалами проведенной проверки, суд пришел к правильному выводу о том, что проведение и организация ответчиком лотерей «Г» и «Ф» осуществляется с грубыми нарушениями Условий проведения этих лотерей; под видом проведения указанных лотерей в помещении ООО «Терминал», расположенном по адресу: <адрес>, фактически проводятся азартные игры. Вместо выигрышей в лотерею «Г» в денежной форме, участникам предоставляется право игры на автомате, или право участия в другой лотерее – «Ф», хотя Условиями проведения данной лотереи это не только не предусмотрено, но и запрещено. Допуск к участию в лотерее «Ф» получают не лица, купившие что-то из перечня товара, для распространения которого проводится стимулирующая лотерея, а лица, приобретшие лотерейный билеты «Г», хотя обязательным условием допуска к участию в данной лотереи является именно покупка товара с предъявлением соответствующего чека, а не приобретение другого лотерейного билета. Реализация карт доступа к информационно-развлекательному Интернет-сервису ООО «Мидас» является лишь приданием видимости законной деятельности проводимым в павильоне ООО «Терминал» азартным играм на игровых автоматах, поскольку в павильоне не имеется доступа в Интернет, данные карты практически не реализуются. Таким образом, допуск к так называемому «лотерейному оборудованию» получают не покупатели какого-либо товара, а лица, специально приходящие в павильон с целью игры на установленных там игровых автоматах, при определенном наборе комбинаций на которых игрок может выиграть денежный приз, то есть с целью участия в азартных играх. Тот факт, что игрок делает ставку в игре не путем внесения денежных средств непосредственно в игровой автомат через купюроприемник, а путем их передачи оператору, якобы, для покупки лотерейного билета, а также тот факт, что у установленных в павильоне ответчика аппаратов демонтирован монетоприемник и изменена игровая программа, сами по себе не свидетельствуют о том, что эти аппараты являются лотерейным оборудованием и установлены с целью розыгрыша лотереи, поскольку в судебном заседании было установлено, что они используется именно в качестве игровых автоматов, в которых ставка в игре делается не посредством внесения денежных средств через купюроприемник, а путем введения в автомат сотрудником ООО «Терминал» с помощью ключа определенной денежной ставки, после чего игрок участвует в азартной игре на игровом автомате с целью выигрыша денежных средств; и на самом деле никакого розыгрыша лотереи среди покупателей определенного товара в павильоне ответчика не проводится.
В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что иск Межрайонной ИФНС России № по <адрес> подлежит удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы представителя ООО «Терминал» о том, что налоговой инспекцией в ходе проведения проверки были допущены грубые нарушения, в связи с чем результаты проверки не могли быть приняты в качестве доказательств по делу, несостоятельны и не являются основанием для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В силу ч.2 ст.23 названного Закона заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Сведений о том, что по заявлению ООО «Терминал» результаты проверки, проведенной МИФНС России № по Ульяновской области, отменены вышестоящим органом государственного контроля либо судом, действия налогового органа признаны незаконными, ответчик не представил, в связи с чем суд обоснованно принял результаты данной проверки в качестве доказательства по делу.
Доводы кассационной жалобы о том, что в деле отсутствуют доказательства, позволяющие определить функциональную принадлежность проверенных налоговым органом аппаратов, также не могут быть приняты во внимание.
Из имеющегося в материалах дела сертификата соответствия на лотерейное оборудование следует, что продукции присвоено наименование «Лотерейные терминалы», код №
Однако такой вид продукции не включен в Общероссийский классификатор продукции №. Под указанным кодом значится продукция «сети, системы и комплексы вычислительные электронные цифровые».
Кроме того, как следует из материалов дела, доводы истца о том, что данное оборудование использовалось ответчиком для проведения азартных игр, нашли свое подтверждение.
Ссылка в жалобе на то, что закон не наделяет Федеральную налоговую службу правом предъявлять в суд требования о запрете осуществления деятельности по проведению и организации азартных игр, необоснованна.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 3 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 настоящей статьи требований, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Указанным органом является Федеральная налоговая служба в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.04 №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», а также в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 21.03.91 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона №244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.05 №793 установлено, что Министерство финансов Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр.
Согласно пункту 2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 №329, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы и иных служб.
Из чего следует, что изданные Министерством финансов Российской Федерации приказы обязательны для исполнения органами Федеральной налоговой службы.
Пунктом 6.6 Положения о Федеральной налоговой службе установлено право налогового органа применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
С учетом вышеприведенных норм Федеральная налоговая служба вправе была обратиться в суд с исковыми требованиями о запрете осуществления деятельности по проведению и организации азартных игр.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 21.09.09 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ООО «Терминал» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: