О признании незаконным решения избирательной комиссии



Судья : Борисова Е.А. Гр. дело № 33-11630

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 декабря 2010г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Моргачевой Н.Н.

СУДЕЙ: Сокол Т.Б., Захарова С.В.

При секретаре Мучкаевой Н.П.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Самарского регионального общественного движения «ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» и кассационному представлению прокурора Ленинского района г. Самары от 11 октября 2010г., которым постановлено :

«В удовлетворении заявления Самарского регионального общественного движения «ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» о признании незаконным решения избирательной комиссии городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сокол Т.Б., объяснения представителей Самарского регионального общественного движения «ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ», поддержавших доводы жалобы, возражения представителя избирательной комиссии городского округа Самара Девятова Р.В., заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей решение суда отменить,

Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Самарское региональное общественное движение «ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения избирательной комиссии городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, указав, что Самарское региональное общественное движение «ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» в соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона Самарской области от 10.12.2003 N 112-ГД «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления», направило на все избирательные участки по выборам главы городского округа Самара своих наблюдателей.

10.10.2010г. наблюдатели прибыли на избирательных участках предъявили надлежащим образом оформленное направление и паспорт, а также заверенные копии необходимых документов: устав Самарского регионального общественного движения «ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ», свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.

Однако, 20 из 437 наблюдателей от Самарского регионального общественного движения «ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» не были допущены в помещение для голосования.

Самарское региональное общественное движение «ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ», считая действия участковых избирательных комиссий незаконными, обратилось с жалобой в Избирательную комиссию городского округа Самара в этот же день, в 10-00, просила принять меры по пресечению нарушений избирательного законодательства и обязать председателей участковых избирательных комиссий допустить наблюдателей от Самарского регионального общественного движения «ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» на избирательные участки по выборам главы городского округа Самара и депутатов Думы городского округа Самара.

Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссия городского округа Самара было отказано в удовлетворении жалобы по тем основаниям, что Самарское региональное общественное движение «ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» не имеет права назначить наблюдателей на выборах Главы и депутатов Думы городского округа Самара 10 октября 2010 г.

Считая принятое решение не основанным на законе, обратились в суд с указанными выше требованиями.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе и кассационном представлении ставится вопрос об отмене судебного постановления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права.

Пунктом 25 ст. 2 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дано определение понятию избирательное объединение. Согласно указанному пункту избирательное объединение - это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав

муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение, либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее, чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее, чем за шесть месяцев до дня голосования.

Согласно п. 4 ст. 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона Самарской области от 10.12.2003 № 112-ГД «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления» при проведении выборов главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата. Наблюдатель может быть также назначен иным общественным объединением, зарегистрированным в соответствии с законом на уровне муниципального образования или на более высоком уровне.

Таким образом, федеральное законодательство и законодательство Самарской области разделяет понятия избирательное объединение и понятие иное общественное объединение и предусматривает возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями, не являющимися избирательными объединениями.


Требования о том, что общественное объединение должно быть зарегистрировано не позднее, чем за один год до дня голосования относится только к избирательным объединениям. Поскольку общественное движение «ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» было зарегистрировано позднее, оно не приобрело статус избирательного объединения, а относится к иным общественным объединениям.

При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать обоснованным, оно подлежит отмене. Судом неправильно применен материальный закон, в связи с этим судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить решение об удовлетворении требований в части признания незаконным решения избирательной комиссии г.о. Самара.

В то же время, в связи с тем, что избирательная компания закончилась, восстановить нарушенное право путем допуска наблюдателей на избирательные участие не представляется возможным.

Руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ,

Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Федерального суда Ленинского района г. Самары от

11.10.2010г. отменить.

Постановить по делу новое решение.

Заявления Самарского регионального общественного движения «ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» удовлетворить.

Признать незаконным решение избирательной комиссии городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

СУДЬИ