Судья: Двоеглазова О.В. гр.дело № 33-12346
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
09 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Моргачёвой Н.Н.,
судей – Степановой Л.И., Захарова С.В.,
с участием прокурора Нехаевой О.А.,
при секретаре – Мучкаевой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Департамента управления имуществом г.о. Самара и Главы г.о. Самары на решение Ленинского районного суда г. Самары от 12 октября 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Железнодорожного района гор. Самары в интересах Сараскиной Н.Л. к Главе г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Сараскиной Н.Л. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Моргачёвой Н.Н., объяснения представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара – Шалыгиной Е.К. (по доверенности), в поддержание доводов кассационной жалобы, пояснения представителя Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара – Краснопевцевой Т.Н. (по доверенностям), заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Самары, действующий в интересах Сараскиной Н.Л., обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Сараскина Н.Л. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. С момента признания ее лицом, оставшимся без попечения родителей и до совершеннолетия, она находилась в образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании заявления она включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения отделом по учету и распределению жилой площади.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени Сараскиной Н.Л. жилое помещение не предоставлено, просил с учетом уточнений обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 13.05.2010 года исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Самары удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16.07.2010 года решение от 13.05.10 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела прокурор уточнил исковые требования к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Главе г.о. Самара, 3-им лицам Правительству Самарской области, Министерству экономического развития Самарской области, Департаменту семьи, опеки и попечительства администрации г.о. Самара, Министерству управления финансами Самарской области, просил обязать Главу городского округа Самара, администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Сараскиной Н.Л. социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационных жалобах Департамент управления имуществом г.о. Самары и Администрация г.о. Самара просят решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его законным и обоснованным.
В соответствии со ст.6 ФЗ РФ №189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п. 2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено, что Сараскина Н.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Как следует из материалов дела, с момента признания ее лицом, оставшимся без попечения родителей и до совершеннолетия, Сараскина Н.Л. находилась в государственном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также установлено, что на основании заявления Сараскина Н.Л. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, судом установлено, что Сараскина Н.Л. до настоящего времени жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечена, социальная выплата на приобретение жилого помещения ей не выделялась.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами и ответчиками не оспариваются, как и право Сараскиной Н.Л. на внеочередное получение жилого помещения, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законом Самарской области от 05.03.2005 г. №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органам местного самоуправления городского округа Самара переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства).
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 87 (в редакции от 23.03.2010г.) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 настоящего Закона.
При отсутствии жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес> гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата.
Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, определяется Правительством Самарской области.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.2005г. № 152- ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 утвержден порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с положениями названного постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Согласно ст.ст. 5,6,8 вышеназванного Закона Самарской области № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований об обязании Главы городского округа Самара, администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самары предоставить Сараскиной Н.Л. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.
Поскольку государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом Самарской области № 77-ГД от 05.03.2005 года «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» переданы органам местного самоуправления, а Сараскина Н.Л. проживает в г.о. Самара, суд законно и обоснованно удовлетворил требования прокурора в интересах Сараскиной Н.Л., заявленные к ответчикам.
Доводы Департамента управления имуществом г.о. Самара и Главы г.о. Самара в кассационных жалобах о том, что администрация г.о. Самары и Департамент управления имуществом г.о. Самары не являются надлежащими ответчиками по данному делу, являются необоснованными, поскольку полномочия органов местного самоуправления городского округа Самара в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары. Согласно ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Согласно ст. 22 Устава городского округа Самара в структуру органов местного самоуправления, в том числе, входят Глава городского округа Самара, Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, в связи с чем неосновательны и не могут быть приняты во внимание для отмены решения суда ссылки Департамента управления имуществом г.о. Самара в кассационной жалобе на то, что суд в резолютивной части не указал, в какой мере каждый из ответчиков должен исполнить обязательство по предоставлению истцу социальной выплаты.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на иное толкование норм материального права и не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая оценка в мотивировочной части решения суда.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено. Аргументов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 12 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Департамента управления имуществом г.о. Самара и Главы г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: