Судья: Гороховик О.В. гр.дело № 33-12057/2010
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Моргачевой Н.Н.,
Судей: Степановой Л.И., Калинниковой О.А.,
С участием прокурора Кушнирчук А.И.,
при секретаре Мучкаевой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г.о. Самары на решение Ленинского районного суда г. Самары от 11 октября 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Ленинского района г. Самары удовлетворить частично.
Обязать администрацию г.о.Самары, МДОУ детский сад № 46 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния МДОУ детский сад № 46 в соответствие с действующим законодательством: стены на путях эвакуации выполнить из несгораемых материалов (ликвидировать обои, масляную краску); места пересечения стен, перекрытий различными коммуникациями подвального помещения заделать строительным раствором; выход из подвала выгородить противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре; провести испытание пожарных кранов с пуском воды и регистрацией в журнале на обеспечение требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения.
В остальной части исковых требований прокурору г. о. Самары отказать».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителя Администрации г.о. Самара по доверенности Парфеновой Ю.А., представителя Департамента образования Администрации г.о. Самара по доверенности Поставной Л.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Самары обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Самара и Департамента образования Администрации г.о. Самара и обязании устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Ленинского района г. Самары проверки сведений ОГПН Ленинского района о противопожарной обстановке и обеспечении безопасного образовательного процесса, выявлены нарушения требований пожарной безопасности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № (далееМДОУ №). Выданные ОГПН предписания на устранение выявленных нарушений и соблюдения правил пожарной безопасности в срок в полном объеме не устранены. Самостоятельно учреждение не может устранить нарушения ввиду финансовых трудностей. Сложившееся положение создает опасные условия нахождения воспитанников и работников в данном учреждении, а также лиц, посещающих указанное учреждение.
С учетом уточнений, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в МДОУ №, обязать Администрацию г.о. Самара и МДОУ № устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности путем проведения необходимых организационно-хозяйственных мероприятий: стены на путях эвакуации выполнить из несгораемых материалов (ликвидировать обои, масляную краску); выполнить противопожарную преграду (дверной блок кладовой) с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; места пересечения стен, перекрытий различными коммуникациями подвального помещения заделать строительным раствором; электропроводку смонтировать в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике; выход из подвала выгородить противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре; обеспечить возможность свободного открывания двери запасного эвакуационного выхода левого крыла здания изнутри без ключа; провести испытание пожарных кранов с пуском воды и регистрацией в журнале на обеспечение требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения; разработать график поведения планово- предупредительных работ по ремонту, испытаниям, осмотрам вентиляционного оборудования; произвести ремонт и очистку вентиляционных систем способами, исключающими возможность возникновения взрыва и пожара; светильник оборудовать колпаком предусмотренного конструкцией светильника.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация г.о. Самары просит отменить решение суда, считает его необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считает его правильным.
В соответствии ст. 31 Закона № 3266-1 от 10.07.92 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 51 Закона «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
В силу ст. 37, 38 Федерального Закона № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности», организации и учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ст. 19 Федерального Закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Судом установлено, что ОГПН по Ленинскому району г. Самары ежегодно проводятся проверки на предмет соответствия муниципальных дошкольных образовательных учреждений требованиям пожарной безопасности.
Прокуратурой Ленинского района г. Самары проведена проверка сведений ОГПН Ленинского района о противопожарной обстановке в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства РФ «Об образовании» и «О пожарной безопасности» в МДОУ №.
В адрес заведующей МДОУ № г.о. Самара ОГПН ранее уже вносилось предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности - ДД.ММ.ГГГГ
О необходимости выделения денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности администрация МДОУ ставила в известность Департамент образования Администрации г.о. Самара, однако в необходимом объеме финансирование не осуществляется.
По результатам очередной проверки, проведенной ОГПН Ленинского района ДД.ММ.ГГГГ, в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № г. Самары вновь выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Данное обстоятельство не оспаривалось представителями ответчиков и подтверждается копией акта проверки.
С учетом изложенного, суд правильно указал, что система противопожарной защиты здания детского сада №, являющегося муниципальной собственностью, не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности находящихся в здании несовершеннолетних воспитанников, работников учреждения и иных граждан, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Как было установлено судом, на момент рассмотрения дела в МДОУ детский сад № 46 часть выявленных нарушений устранена, что подтверждаются актом № № от ДД.ММ.ГГГГ(л. д. 59), справками о стоимости выполненных работ и затрат (л.д.60-62), договором на проведение работ по техническому обслуживанию вентиляционных систем (л.д. 63-64).
Вместе с тем до настоящего времени в МДОУ детский сад № № не выполнены следующие организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности: места пересечения стен, перекрытий различными коммуникациями подвального помещения не заделаны строительным раствором; выход из подвала не выгорожен противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре; стены на путях эвакуации не выполнены из несгораемых материалов; не проведены испытания пожарных кранов с пуском воды и регистрацией в журнале обеспечение требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения.
Таким образом, меры обеспечения пожарной безопасности по МДОУ детский сад № № в полном объеме не приняты.
В соответствии со ст. 7 Устава г.о. Самара к вопросам местного значения относится формирование, утверждение, исполнение городского бюджета и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара.
Статья 25 Устава относит решение вопросов местного значения к компетенции Администрации г.о. Самара.
Ссылку представителей Администрации г.о. Самары и Департамента образования Администрации г.о. Самара на то, что в настоящее время не истек срок устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанный в предписании ОГПН Ленинского района г. Самары, суд правильно признал несостоятельной, поскольку на наличие данных нарушений было указано и в предыдущем предписании ОГПН, срок исполнения которого на момент подачи иска истек, что подтверждается предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку из обстоятельств дела следует, что Администрацией г.о. Самара и Департаментом образования Администрации г.о. Самара были предприняты меры для устранения отдельных нарушений требований пожарной безопасности в МДОУ детский сад № 46, и в настоящее время, в целях выполнения требований, содержащихся в предписании ОГПН, в Департамент финансов направлено распределение бюджетных проектировок на 2011 год и протокол разногласий к проекту бюджета на 2011 год, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований полагать, что ответчики незаконно бездействуют.
Вместе с тем, принимая во внимание, что не все необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния МДОУ № в соответствие с действующим законодательством были выполнены, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию г.о. Самара, как на орган местного самоуправления, а также на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №, в чьем оперативном управлении находится здание детского сада, обязанностей по устранению имеющихся нарушений, обоснованно частично удовлетворив заявленные прокурором Ленинского района г. Самары требования.
Доводы кассационной жалобы Администрации г.о. Самара о том, что из решения суда не следует какой из органов, чьи действия обжалуются, обязан исполнить решение суда, нельзя признать обоснованными.
Как видно из резолютивной части решения, обязанность по проведению организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности возложена как на Администрацию г.о. Самара, так и на МДОУ №. При этом судебное решение содержит конкретный перечень мероприятий, которые необходимо выполнить ответчикам. Выражений, позволяющих толковать решение суда неоднозначно, резолютивная часть не содержит.
Поскольку при принятии обжалуемого решения нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая юридическая оценка, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 11 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: