Судья: Антонова Е.В. Гр.д. № 33-12378
ОПРЕДЕЛЕНИЕ13 декабря 2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Шуковой Н.М.
судей: СалдушкиноЙ С.А., Книстяпиной Н.А.
при секретаре: Мучкаевой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Челнокова Ю.В. на решение Самарского районного суда г. Самары от 08 ноября 2010 г., которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Челнокова Ю.В. о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., пояснения в поддержание доводов кассационной жалобы представителя Челнокова Ю.В. –Сухининой О.Ю. по доверенности, возражения на жалобу представителя Управления Росреестра по Самарской области Колебировой Е.А. по доверенности, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Челноков Ю.В. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий Управления Росреестра по Самарской области.
В обоснование указал, что он обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды на объект недвижимого имущества - лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>
19.08.2010 г. в государственной регистрации договора аренды отказано на том основании, что представленный на регистрацию правоустанавливающий документ - договор аренды лесного участка от 02.06.2008г., в соответствии с которым лесной участок относится к землям лесного фонда, кадастровый паспорт земельного участка от 04.06.2010г. № 63-00-102/10-237101, согласно которому земельный участок относится к землям лесного фонда, противоречит приказу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Самарской области от 03.05.2001г. №30, кадастровый номер №, в соответствии с которым указанный кадастровый номер присвоен кадастровому району -г. Самара. То есть имеются противоречия относительно категории земельного участка.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Челноков Ю.В. просил суд признать незаконным отказ УФРС по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка и обязать Управление Росреестра по Самарской области провести государственную регистрацию указанного договора.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе Челноков Ю.В. просит решение суда отменить, считая его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом под решением, действием (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с нормами п.2 ст. 16 и п.1 ст. 18 Закона № 122-ФЗ 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно п.1 ст. 17 указанного Закона основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
По смыслу ст. 6, 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 72 ЛК РФ. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии с п. 3 ст. 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
-земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Согласно п. 2 ст. 83 ЗК РФ границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с п. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Пункт 2 ст. 8 ЛК РФ предусматривает, что формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п.2 ст.5.1 Закона Самарской области от 11.03.2005г. №94-ГД «О земле» Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городской черте Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п.2.1. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не вязанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. №74, полномочия по предоставлению в собственность и в аренду
земельных участков осуществляются Министерством имущественных отношений Самарской области.
Судом установлено, что между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и Челноковым Ю.В. был заключен договор аренды № 12/12 от 02.06.2008г. лесного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Самарское лесничество, квартал №.
Челноков Ю.В. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации указанного договора аренды.
Сообщением от 19.08.2010г. заявителю было отказано в проведении государственной регистрации договора аренды земельного участка в связи с тем, что из представленных на государственную регистрацию документов не представляется возможным определить категорию земельного участка.
Из представленного на государственную регистрацию кадастрового паспорта земельного участка от 04.06.2010г., выданного Управлением Росреестра по Самарской области, следует, что объект, недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, Самарское лесничество, квартал №, кадастровый номер 63:01:0326001:705, относится к категории земель лесного фонда, с разрешенным использованием: для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Самарской области от 03.05.2001г. № 30 кадастровый номер 63:01 присвоен кадастровому району - г.Самара, таким образом, категория земельного участка, расположенного по указанному адресу - земли населенных пунктов, на которых расположен лес, а не земли лесного фонда.
Установлено, что спорный лесной участок, входящий в состав Самарского лесничества, расположен в границах муниципального образования «Городской округ Самара» (городские леса), то есть на землях иных категорий, что позволяет в соответствии со ст. 83 ЗК РФ отнести его к землям населенных пунктов.
Кроме того, Постановлением Одиннадцатого апелляционного суда от 10.03.2009г. по делу № А55-15555/2008 действия Департамента лесного хозяйства Самарской области по изготовлению планов лесных участков, расположенных, в том числе, Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, квартал №, признаны незаконными, Департамент лесного хозяйства обязан исключить из государственного лесного реестра запись о лесном участке по указанному адресу, и прекращены разделы в ЕГРП, открытые, в том числе, на указанный участок.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что отказ государственного регистратора в проведении государственной регистрации права аренды является законным, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку судом первой инстанции все обстоятельства по делу были исследованы полно и всесторонне, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно, содержащиеся в решении выводы полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы искового заявления, проверялись судом и не нашли своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 08 ноября 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Челнокова Ю.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: