Признание решения незаконным



Судья: Кудрявова Е.В. Гр.д. № 33-12676

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 декабря 2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Филатовой Г.В.

судей: Сказочкина В.Н., Подольской А.А.

с участием прокурора: Фоминой И.А.

при секретаре: Хоциной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Чапаевской городской Думы -Бехер А.А. на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 09 ноября 2010 года, которым постановлено:

«Заявленные требования прокурора г.Чапаевска удовлетворить.

Признать п.4 Решения Думы г.о. Чапаевск Самарской области от 25 марта 2010 года « 631 «Об утверждении Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.о. Чапаевск» противоречащим закону и недействующим со дня его принятия».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., объяснения представителя Чапаевской городской Думы по доверенности Бехер А.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании п.4 решения Думы г.о. Чапаевск Самарской области от 25 марта 2010г. № 631 «Об утверждении Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.о. Чапаевск» противоречащим закону и недействующим со дня его принятия.

В соответствии с пунктом 4 названного решения Думы, действия вновь принятого Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.о. Чапаевск» распространяются на правоотношения, возникшие ранее, и являются основанием для перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

В соответствии с п.2.2. вновь принятого Положения размер доплаты денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет увеличивается на 1%. Ранее действовавшее Положение предусматривал такое увеличение на 3%.

Прокурор считает, что п.4 решения Думы от 25.03.2010 года не соответствует требованиям законодательства и должно быть признано недействующим с момента принятия, в связи с чем, он обратился в суд.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе представитель Чапаевской городской Думы - Бехер А.А. просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно главы 24 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными, признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Судом установлено, что 13.04.2010г. в официальном печатном издании г.о. Чапаевск «Чапаевский рабочий» опубликовано Решение Думы г.о. Чапаевск Самарской области «Об утверждении Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городском округе Чапаевск», а также Положение «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.о. Чапаевск».

Пунктом 4 выше названного Решения Чапаевской Думы установлено: «Настоящее решение вступает в силу со дня опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие ранее, является основанием для перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии».

В соответствии с п.2.2 Положения размер доплаты увеличивается на 1% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом сумма трудовой пенсии и доплаты к ней не может превышать 75% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего городского округа.

Согласно п.4.4 перерасчет доплат производится в случаях: изменения размера трудовой пенсии; увеличения размера месячного денежного содержания, из которого исчислена доплата, в связи с увеличением в централизованном порядке месячного денежного содержания (должностного оклада) по замещаемой ранее должности муниципальной службы; увеличения стажа муниципальной службы, с учетом которого исчислен размер доплаты, на год или большее число лет. Иных оснований перерасчета не предусмотрено.

Установлено также, что в ранее действовавшем Положении о ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.о. Чапаевск, утвержденном Решением Чапаевкой городской Думы от 27.05.2004 года № 264, был установлен иной порядок исчисления размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, в частности, за каждый год стажа муниципальной службы свыше 15 лет-3%.

Прежнее Положение предусматривало случаи перерасчета: при изменении размера базовой и страховой частей трудовой пенсии; при увеличении размера месячного денежного вознаграждения (денежного содержания), из которого исчислена доплата, в связи с увеличением должностных окладов по замещаемой ранее выборной муниципальной должности или муниципальной должности муниципальной службы в г. Чапаевске; увеличения стажа муниципальной службы, с учетом которого исчислен размер доплаты, на год или большее число лет. Все основания связаны с увеличением выплат, а не уменьшением. Иных оснований перерасчета не предусмотрено.

Законом Самарской области № 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» от 09.10.2007г к числу социальных гарантий отнесено право органов местного самоуправления устанавливать ежемесячные доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим в порядке и на условиях, предусмотренным данным Законом и уставами муниципальных образований. Финансирование доплат отнесено к расходным обязательствам местных бюджетов.

Статья 15 закона определяет, что размер доплаты увеличивается, не более чем на 3% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Самарской области за каждый полный год стажа муниципальной службы в Самарской области свыше 15 лет.

Статья 23 Закона предписывает органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, а принятые ранее нормативно правовые акты органов местного самоуправления по вопросам муниципальной службы со дня вступления в силу настоящего Закона применяются в части ему не противоречащей.

В соответствии со ст. 46 Устава г.о. Чапаевск Решения, принятые на референдуме г.о. Чапаевск, решения Чапаевской городской Думы, устанавливающие правила, обязательные на территории г.о. Чапаевск, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в муниципальном правовом акте не предусмотрено иное.

Пунктом 2 ст. 46 Устава установлено, что муниципальные правовые актов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования.

В соответствии со ст. 38 Устава г.о. Чапаевск лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы г.о. Чапаевск, в соответствии с действующим законодательством устанавливается доплата к трудовой пенсии, условия и порядок назначения и выплаты которой устанавливаются представительным органом городского округа.

Суд правильно указал, что Устав прямо не предусматривает возможность распространения действия муниципального правового акта на отношения, возникшие до введения его в действие в случае, когда это прямо предусмотрено муниципальным правовым актом.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.

В соответствии с положениями ч.8 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Законодательство, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы ( п.2 ст. 55 Конституции РФ, п.1 ст. 4 ГК РФ).

Действие закона распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо установлено законом.

Федеральный закон РФ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закон Самарской области от 09.10.2007 года № 96 ГД «О муниципальной службе в Самарской области» таких положений не содержат.

Таким образом, суд пришел к верному выводу, что придание п.4 Решения № 631 обратной силы лишает права муниципальных служащих, получающих доплату в соответствии с ранее принятым Положением на получение доплаты в более высоком размере по сравнению с положениями вновь принятого Положения, устанавливающего меньшую доплату к трудовой пенсии муниципальным служащим.

При этом суд правильно указал, что уменьшение выделяемых средств из местного бюджета на доплаты к пенсиям муниципальным служащим не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора г.о. Чапаевск.

Доводы кассационной жалобы о том, что п.4 решения Думы г.о. Чапаевск Самарской области от 25 марта 2010г. № 631 «Об утверждении Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.о. Чапаевск» не противоречит действующему законодательству, не состоятелен, поскольку основан на неправильном толковании норм права.

Судебная коллегия полагает, что решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 09 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Чапаевской городской Думы без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи -