О компенсации морального вреда, причиненного профзаболеванием



Судья: Курмаева А.Х. гр.д. № 33-12331/10

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

09 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего- Моргачевой Н.Н.,

судей: Захарова С.В., Степановой Л.И.,

с участием прокурора Нехаевой О.А.,

при секретаре -Мучкаевой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Объедкова С.М., кассационному представлению прокурора Октябрьского района г. Самара на решение Октябрьского районного суда г. Самара от 27 октября 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Объедкова С.М. к ОАО «Самаранефтегаз», ООО «Бурение-Суходол» о компенсации морального вреда, причиненного профессиональным заболеванием, взыскании расходов на представителя, отказать.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Степановой Л.И., возражения на кассационную жалобу представителя ОАО «Самаранефтегаз» по доверенности Черепановой Ю.С., заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей, что решение суда является незаконным, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А :

Объедков С.М. обратился в суд с иском ОАО «Самаранефтегаз», ООО «Бурение-Суходол» о компенсации морального вреда, причиненного профессиональным заболеванием, взыскании расходов на представителя. В обоснование исковых требований указал, что он работал в Нефтегорском управлении разведочного бурения объединения «Куйбышевнефть», правопреемником которого является ОАО «Самаранефтегаз» с апреля 1981 г. по август 1998 г. помощником бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения на нефть и газ, слесарем по обслуживанию буровых, в ООО «Бурение-Суходол» по срочным трудовым договорам слесарем по обслуживанию буровых с марта 2002 г по февраль 2005 г. Условия труда в данных профессиях в соответствии с санитарно-гигиенической характеристикой № от 23.01.06г. относятся к 3 степени 3 класса (3.3), характеризуются такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии.

Заключением КЭК от 24.10.06г. ему установлены профессиональные заболевания: вибрационная болезнь второй степени от действия общей вибрации (вегетативно-сенсорная полиневропатия в сочетании с вторичным пояснично-крестцовым корешковым синдромом вследствие поясничного остеохондроза, церебрально-периферический ангиодистонический синдром); двусторонний плечелопаточныи периартроз НФ слева первой степени, справа НФ-ноль степени; двусторонний наружный эпикондилез НФ первой степени; деформирующий артроз коленных суставов первой- второй стадии; нейросенсорная тугоухость второй степени. 17.02.09г. Главным бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области филиал № 21 определена степень утраты трудоспособности истца 30% сроком по 24.02.11г., инвалидность не установлена.

Полагает, что в процессе трудовой деятельности у ответчиков у него возникли вышеуказанные профессиональные заболевания, в результате которых, он испытывает физические страдания: постоянные сильные боли и слабость в руках и ногах, постоянные боли в пояснично-крестцовой части спины, невозможность поднять тяжести, крайне ограниченная двигательная способность, онемение и судороги мышц нижних конечностей, что не дает ему возможность высыпаться по ночам. Шум и боли в голове, плохой слух мешает общению с людьми. Вынужден по несколько раз в год проходить лечение, принимать по назначению врачей различные лекарства, что разрушающе действует на внутренние органы (сердце, печень, почки).

Ссылаясь на то, что ответчики по делу являются причинителями вреда здоровью, истец просил взыскать в его пользу компенсацию морального вреда, причиненного в результате профзаболеваний, исходя из периодов воздействия вредных производственных факторов (стажа работы) с ОАО «Самаранефтегаз» - 270 000 рублей, с ООО «Бурение-Суходол» - 30 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя: с ОАО «Самаранефтегаз» - 6 000 рублей, с ООО «Бурение-Суходол» -1 000 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Объедков С.М. просит решение суда отменить, постановить новое решение об удовлетворении его исковых требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, сославшись на акт о случае профессионального заболевания от 29.01.2007г., указал, что в результате расследования установлены профессиональные заболевания истца, возникшие вследствие несовершенства рабочего места в Отрадненском филиале ЗАО «Сибирская Сервисная Компания», который и является причинителем вреда здоровью истца.

Данный вывод суда является ошибочным.

В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, к которым относится жизнь, здоровье и др., суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определятся в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, когда вина является основанием для возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В силу ст.8 ч.3 Закона РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний» возмещение морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.

Из материалов дела следует, что Объедков С.М. с 21.04.1981 г. по 24.08.1998 г. работал помощником бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения на нефть и газ, слесарем по обслуживанию буровых( 17 лет 04 месяца 03 дня), с 25.03.2002 г. по 21.02.2005 г. слесарем по обслуживанию буровых по срочным трудовым договорам в ООО «Бурение-Суходол»( 02 года 03 месяца). С 22.02.2005 г. по по 01.02.2006 г. работал слесарем по обслуживанию буровых в ЗАО «Сибирская сервисная компания» (11 месяцев 9 дней), затем с 02.02.2006 г. по 28.07.2008 г. в ООО «Реммаш-Сервис».

Актом о случае профессионального заболевания Объедкова С.М. от 29.01.2007г., составленным Отрадненским филиалом ЗАО «Сибирская сервисная компания» установлено, что причиной его возникновения послужило длительное воздействие на организм вредных производственных факторов: Шум производственный, превышающий ПДУ (предельно допустимый уровень); вибрация общая - превышение ПДУ до 12 дБ; тяжесть трудового процесса: подъем и перемещение (разовое) тяжести; пребывание в вынужденной позе (на коленях, на корточках и т.п.); наклоны корпуса до 300 раз за смену (л.д. 27-31).

Согласно п. 17 акта, профессиональное заболевание возникло при обстоятельствах и условиях: более 6 лет проработал помощником бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения. С 1987 года по настоящее время( более 13 лет) работает слесарем по обслуживанию буровых на разных предприятиях на аналогичных рабочих местах. Далее описан производственных процесс по указанным профессиям вне зависимости от организации в которой он проводится.(л.д.28).

В соответствии с санитарно-гигиенической характеристикой условий труда работника от 23.01.2006 г. условия труда на аналогичных рабочих местах помощника бурильщика и слесаря по обслуживанию буровых характеризуются такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии.(п.24). Стаж работы в условиях воздействия неблагоприятных производственных факторов составляет 25 лет 10 месяцев 11 дней.(п.3.3.) (л.д.37,40).

Заключением КЭК от 24.10.06г. Объедкову С.М. установлены профессиональные заболевания: вибрационная болезнь второй степени от действия общей вибрации (вегетативно-сенсорная полиневропатия в сочетании с вторичным пояснично-крестцовым корешковым синдромом вследствие поясничного остеохондроза, церебрально-периферический ангиодистонический синдром); двусторонний плечелопаточныи периартроз НФ слева первой степени, справа НФ-ноль степени; двусторонний наружный эпикондилез НФ первой степени; деформирующий артроз коленных суставов первой- второй стадии; нейросенсорная тугоухость второй степени.(л.д.4).

На основании заключения КЭК и акта о случае профессионального заболевания, 17.02.2009 г. филиалом № 21 Главного бюро МСЭ по Самарской области Объедкову С.М. установлена утрата профессиональной трудоспособности 30% на срок до 24.02.2011 г. (л.д. 7).

Ссылка суда на сведения медицинского осмотра в период трудовой деятельности истца у ответчиков, согласно которым Объедков С.М. признавался годным к работе по профессии слесарь по обслуживанию буровых и признаки профессиональных заболеваний у него не обнаруживались, несостоятельна, поскольку проявление последствий воздействия вредных производственных факторов в виде профзаболевания возможно и через определенное время после окончания работы в таких условиях.

При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии причинно-следственной связи между условиями труда в ОАО «Самаранефтегаз» и ООО «Бурение-Суходол» и профессиональным заболеванием Объедкова С.М. является ошибочным, а решение суда об отказе в удовлетворении его исковых требований незаконныи и подлежащим отмене.

Учитывая, что обстоятельства по делу установлены, исследование дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия полагает отменить решение и, не передавая дело на рассмотрение в суд первой инстанции постановить новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Объедкова С.М.

При определении размера компенсации морального вреда, судебная коллегия учитывает степень тяжести нравственных и физических страданий истца, установленный процент утраты профессиональной трудоспособности, вину причинителя вреда, продолжительность работы Объедкова С.М. в ОАО «Самаранефтегаз», составляющую 17 лет 04 месяц 03 дня, в ООО "Бурение Суходол"- 02 года 03 месяца, а так же требования разумности и справедливости, и полагает взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда с ОАО «Самаранефтегаз» в размере 50 000 рублей, с ООО "Бурение Суходол"- 10 000 рублей.

Судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 7 000 рублей, подтвержденные квитанциями от 22.06.2010 года (л.д.42, 43), так же подлежат взысканию с ответчиков в пользу истца пропорционально взысканным суммам компенсации морального вреда, с ОАО «Самаранефтегаз» - 6 000 рублей, с ООО «Бурение-Суходол» -1 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 360- 362 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Самара от 27 октября 2010 года отменить, принять новое решение.

Взыскать в пользу Объедкова С.М. компенсацию морального вреда, причиненного профзаболеванием с ОАО «Самаранефтегаз» в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, с ООО "Бурение Суходол"- 10 000 ( десять тысяч) рублей; судебные расходы с ОАО «Самаранефтегаз» - 6000 ( шесть тысяч) рублей, с ООО «Бурение-Суходол» -1 000 ( одну тысячу) рублей.

Решение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его оглашения.

Председательствующий-

Судьи: