Судья: Сурков В.П. гр. дело № 33-12644/2010
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Решетняк М.А.
Судей: Степановой Л.И., Ефремовой Л.Н.,
с участием прокурора Гуляевой Е.С.
при секретаре Бестаевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 19 октября 2010 года, которым постановлено:
«Иск прокурора Советского района города Самары в интересах Бахтиярова М.И. – удовлетворить.
Обязать Главу г.о.Самара, Администрацию г.о.Самара и Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Бахтиярову М.И. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о.Самара, согласно действующему законодательству, за счет средств бюджета Самарской области».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Степановой Л.И., объяснения представителя Администрации г.о.Самара, Главы г.о.Самара по доверенностям Поповой Е.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Прокурор Советского района г.Самара обратился в суд в интересах Бахтиярова М.И. к Главе г.о.Самара, Администрации г.о.Самара и Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Бахтияров М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за ним не закреплено, личного жилья для проживания он не имеет. Бахтияров М.И. был включен в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по г.о.Самара, сформированный отделом по учёту и распределению жилой площади Администрации г.о.Самара.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени жилое помещение Бахтиярову М.И. не предоставлено, просил обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Бахтиярову М.И. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара, согласно действующему законодательству, за счёт средств бюджета Самарской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Категориям граждан, указанным в ч.3 ст.49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006г. № 87-ГД, обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, а также путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для дальнейшего предоставления жилых помещений лицам данной категории.
В соответствии с ч.1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно ст.5 Закона Самарской области 07.07.2005 года №152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
В соответствии с положениями постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года №421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом.
Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Анализируя приведенные выше нормы материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникаетс момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как установлено судом, Бахтияров М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за ним не закреплялось, личного жилья для проживания он не имеет.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара № от 29.01.2010 года утверждён список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по городскому округу Самара на 2010 год.
Право Бахтиярова М.И. на внеочередное предоставление жилого помещения ответчиками не оспаривается.
Установлено, что до настоящего времени Бахтиярову М.И. жилое помещение либо социальная выплата на приобретение жилья не предоставлены.
Намерения получить социальную выплату на приобретение жилого помещения
в ходе рассмотрения дела Бахтияров М.И. подтвердил (л.д.63).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора, заявленные в интересах Бахтиярова М.И., подлежат удовлетворению.
Доводы ответчиков о том, что при реализации права Бахтиярова М.И. на предоставление социальной выплаты должны соблюдаться права иных очередников, а также об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, суд обоснованно не принял во внимание, указав, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также и от иных условий.
Суд правомерно возложил обязанность по предоставлению Бахтиярову М.И. социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара за счет средств бюджета Самарской областина Главу г.о.Самара, Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, поскольку в силу ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области.
В соответствии со ст. 22 Устава городского округа Самара (в редакции решений Думы г.о. Самара от 06.08.2009г.) Глава городского округа Самара, Администрация г.о. Самара, возглавляемая Главой, а также Департамент управления имуществом г.о. Самара входят в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара.
Именно названные органы местного самоуправления, в соответствии с Уставом г.о. Самара, при разрешении вопросов о предоставлении жилых помещений и социальных выплат лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены на различных этапах соответствующей компетенцией (полномочиями).
С учетом изложенного, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора Советского района г.Самара, обязав Главу г.о.Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Бахтиярову М.И социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара, согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.
Доводы кассационной жалобы о том, что Департамент управления имуществом г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу несостоятельны по мотивам, изложенным выше.
Не могут служить основанием для отмены правильного решения и другие доводы кассационной жалобы, поскольку они не опровергают выводы суда по имеющим значение для дела вопросам.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст.362 ГПК РФ, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г.Самара от 19 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: