О признании недействующим в части нормативно-правового акта с момента официального опубликования



Судья Яковлев И.А. Гр. д. № 33-12903 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 декабря 2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Книстяпиной Н.А.

Судей Елистратовой Е.В., Минеевой О.Г.

При секретаре Мучкаевой Н.П.

С участием прокурора Сирик Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению помощника прокурора Сергиевского района – Шарина С.С. на решение Сергиевского районного суда Самарской области от 25 ноября 2010 года, которым постановлено:

«Заявление прокурора Сергиевского района о признании недействующим в части нормативно-правового акта с момента официального опубликования удовлетворить частично.

Признать пункт 9.5 постановления главы администрации муниципального района Сергиевский №1355 от 13.09.10 о внесении изменений в постановление главы Сергиевского района от 13.06.2007 года №606 «О централизованном учете детей дошкольного возраста, нуждающихся в получении дошкольного образования» противоречащим действующему законодательству РФ и недействующим с момента его официального опубликования.

Отказать в удовлетворении заявления прокурора Сергиевского района о признании абзацев 2 и 3 пункта 9.2 постановления главы администрации муниципального района Сергиевский №1355 от 13.09.10 о внесении изменений в постановление главы Сергиевского района от 13.06.2007 года №606 «О централизованном учете детей дошкольного возраста, нуждающихся в получении дошкольного образования» противоречащими действующему законодательству РФ.

Опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете Сергиевская трибуна».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., возражения на кассационное представление представителя Администрации Сергиевского р-она – Гришиной И.В., заключение прокурора Сирик Ю.В., поддержавшей кассационное представление и полагавшей решение суда отменить в части отказа в заявленных требованиях, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Сергиевского района Самарской области обратился в суд с заявлением о признании абзацев 2 и 3 п.9.2 и п.9.5 постановления главы Администрации муниципального района Сергиевский №1355 от 13.09.2010г. о внесении изменений в постановление главы Сергиевского района от 13.06.2007г. №606 «О централизованном учете детей дошкольного возраста, нуждающихся в получении дошкольного образования» противоречащим действующему законодательству РФ и недействующим с момента опубликования.

В заявлении прокурор указал, что постановлением главы Администрации муниципального района Сергиевский №1355 от 13.09.2010г. о внесении изменений в постановление главы Сергиевского района от 13.06.2007г. №606 «О централизованном учете детей дошкольного возраста, нуждающихся в получении дошкольного образования» определен порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений.

Отдельными положениями данного постановления утвержден перечень категорий граждан, чьи дети во внеочередном и первоочередном порядке принимаются в ДОУ Сергиевского р-она, в который включены лица, не обладающие таким правом, а также необоснованно увеличен возраст, с которого возможен прием детей в дошкольные образовательные учреждения района.

Данное постановление опубликовано в газете «Сергиевская трибуна» №, вступило в законную силу. Заявитель считает данное постановление незаконным, поскольку в настоящее время противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права и свободы неопределенного круга лиц на получение бесплатного дошкольного образования.

Прокурор Сергиевского района Самарской области просил суд признавать абз. 2 и 3 п.9.2 и п.9.5 постановления главы Администрации муниципального района Сергиевский №1355 от 13.09.2010г. о внесении изменений в постановление главы Сергиевского района от 13.06.2007г. №606 «О централизованном учете детей дошкольного возраста, нуждающихся в получении дошкольного образования» противоречащим действующему законодательству РФ и недействующим с момента опубликования.

Обязать главу муниципального района Сергиевский опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете «Сергиевская трибуна».

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационном представлении помощник прокурора Сергиевского района – Шарин С.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное в части отказа в удовлетворении требований прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной представления, судебная коллегия полагает, что решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований полежит отмене как постановленное с неправильным применением норм материального права. Поскольку по делу установлены все обстоятельства, имеющие правовое значение для правильного разрешения спора, судебная коллегия считает возможным постановить по делу в этой части новое решение, которым удовлетворить исковые требования истца.

В соответствии с п.2 ст.1, п.3 ст.22, ст.23, 28 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ и имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Согласно п.4 ст.36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования в пределах полномочий подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования, издает в пределах своих полномочий правовые акты.

На основании п.3,4 ч.1 ст.37 Устава Сергиевского района Глава муниципального района Сергиевский подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые Собранием Представителей Сергиевского района, издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения.

Постановлением Главы муниципального района Сергиевский №1355 от 13.09.2010г. п.9.5 Положения о банке данных о детях дошкольного возраста, нуждающихся в получении дошкольного образования и порядке приема детей в дошкольные образовательные учреждения района изложен в следующей редакции «В дошкольные образовательные учреждения принимаются дети в возрасте от 1,5 до 7 лет на основании путевки, выдаваемой Комитетом по делам семьи и детства администрации муниципального района Сергиевский, подписанной заместителем Главы муниципального района Сергиевский по социальным вопросам, медицинского заключения, заявления и документов, указанных в п. 5.2 настоящего Положения»

В соответствии с п.28 «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что п.9.5 Положения о банке данных о детях дошкольного возраста, нуждающихся в получении дошкольного образования и порядке приема детей в дошкольные образовательные учреждения района противоречит правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора Сергиевского района о признании абзацев 2 и 3 пункта 9.2 постановления главы администрации муниципального района Сергиевский №1355 от 13.09.10 о внесении изменений в постановление главы Сергиевского района от 13.06.2007 года №606 «О централизованном учете детей дошкольного возраста, нуждающихся в получении дошкольного образования» противоречащими действующему законодательству РФ, суд пришел к выводу о том, что данные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Суд пришел к выводу о правомерности установления главой муниципального района Сергиевский дополнительных льгот в виде внеочередного приема в дошкольные учреждения детям других категорий граждан, кроме указанных федеральным законодательством исходя из того, что орган местного самоуправления не лишен возможности вводить дополнительные меры социальной защиты.

Между тем, с данными выводами суда согласиться нельзя.

Пункт 9.2. постановления №1355 от 13.09.2010г. о внесении изменений в постановление Главы Сергиевского района от 13.06.2007г. № 606 «О централизованном учете детей дошкольного возраста, нуждающихся в получении дошкольного образования» предусмотрено, что правом внеочередного приема в дошкольные образовательные учреждения пользуются дети граждан, для которых такое право установлено действующим законодательством РФ, а также дети работников дошкольных образовательных учреждений.

Правом первоочередного приема в дошкольные образовательные учреждения пользуются дети граждан, для которых такое право установлено действующим законодательством РФ, а также: дети-ивалиды, дети, один из родителей которых является инвалидом, дети военнослужащих по месту жительства их семей, дети работающих одиноких родителей, дети из многодетных семей, дети, находящиеся под опекой, воспитывающихся в приемных семьях, дети студентов (оба или единственный родитель), дети работников бюджетной сферы (оба или единственный родитель).

Из анализа данного положения следует, что органами местного самоуправления в отсутствие законодательно установленных норм перечень категорий граждан, чьи дети во внеочередном и первоочередном порядке принимаются в ДОУ Сергиевского района, расширен, что недопустимо, поскольку предполагает возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц), что является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

В силу ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов местного значения муниципального района является организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Муниципальные правые акты принимаются по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

На основании с ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» подробно не определен порядок льготного (первоочередного и внеочередного) приема детей в дошкольные образовательные учреждения, однако в данном нормативно-правовом акте указано, что комплектование дошкольных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, т.е. перечень категорий граждан, дети которых имеют право на льготный порядок поступления в дошкольные образовательные учреждения, является закрытым.

На основании изложенного, судом не приняты во внимание требования ФЗ № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ № 3266-1 «Об образовании», исходя из которых органам местного самоуправления не делегировано право по расширению льготной категории граждан, имеющих право на внеочередное и первоочередное устройство детей в учреждения дошкольного образования.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда в части отказа в удовлетворении заявления прокурора Сергиевского района о признании абзацев 2 и 3 пункта 9.2 постановления главы администрации муниципального района Сергиевский №1355 от 13.09.2010г. о внесении изменений в постановление главы Сергиевского района от 13.06.2007г. № 606 «О централизованном учете детей дошкольного возраста» отменить и постановить в этой части новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сергиевского районного суда Самарской области от 25 ноября 2010 года отменить в части отказа в удовлетворении заявления прокурора Сергиевского района о признании абзацев 2 и 3 пункта 9.2 постановления главы администрации муниципального района Сергиевский №1355 от 13.09.2010г. о внесении изменений в постановление главы Сергиевского района от 13.06.2007г. № 606 «О централизованном учете детей дошкольного возраста», постановить в этой части новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. В остальной части это же решение оставить без изменения.

Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:

«Заявление прокурора Сергиевского района Самарской области о признании недействующим в части нормативно-правового акта с момента официального опубликования – удовлетворить.

Абзацы 2 и 3 п. 9.2 и п. 9.5 постановления главы администрации муниципального района Сергиевский № 1355 от 13.09.2010 г. о внесении изменений в постановление главы Сергиевского района от 13.06.2007 года № 606 «О централизованном учете детей дошкольного возраста, нуждающихся в получении дошкольного образования» признать противоречащими действующему законодательству РФ и недействующим с момента опубликования.

Обязать главу муниципального района Сергиевский опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете «Сергиевская Трибуна»».

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна, судья