О признании бездействия незаконным



Судья: Бабкин С.В. Гр.д. № 33-12976

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Филатовой Г.В.

судей: Сказочкина В.Н. Подольской А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г.о. Сызрань на решение Сызранского городского суда Самарской области от 01 ноября 2010 года, которым постановлено:

«Признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации г.о. Сызрань по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в Общеобразовательном учреждении Лицей г. Сызрани незаконным.

Обязать Администрацию городского округа Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в общеобразовательном учреждении Лицей г. Сызрани, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию унитазов в туалетах для мальчиков кабинами с дверями в соответствии с требованиями п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Сызрани, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.о. Сызрань о признании бездействия в части непринятия мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ОУ Лицеи г. Сызрани незаконным и возложении обязанности по проведению необходимых организационно-хозяйственных мероприятий для приведения состояния ОУ Лицея г. Сызрани в соответствие с действующим законодательством в области санитарно – эпидемиологического законодательства.

В обоснование иска указал, что в ОУ Лицеи г. Сызрани были выявлены нарушения требований законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения. Учреждение самостоятельно не может устранить нарушения в виду значительности финансовых затрат. Администрация г.о. Сызрань не выделяет достаточных средств на их устранение.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил признать бездействие администрации г.о. Сызрань по непринятию мер к устранению нарушений требований законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения в ОУ Лицеи г. Сызрани незаконным и обязать администрацию г.о. Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно – эпидемиологического законодательства, а именно:

- оборудовать унитазы в туалетах для мальчиков кабинами с дверями в соответствии с требованиями п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе администрация г.о. Сызрань просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняются требования санитарного законодательства.

Согласно п.2 Постановления от 10.02.2009 № 2 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится « невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно - правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами».

В силу ст.51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Сызрани была проведена проверка.

Судом установлено, что по результатам указанной проверки были выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ОУ Лицеи г. Сызрани.

Установлено также, что санитарно-эпидемиологическое состояние здания школы, являющейся муниципальной собственностью, не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности.

Установлено, что финансирование образовательного учреждения осуществляется учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс; и администрацией г.о. Сызрань по муниципальным программам, реализуемым ОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.

В соответствии с Договором о совместном учредительстве образовательных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент науки и образования Самарской области и администрация г.о. Сызрань являются учредителями муниципальных образовательных учреждений, находящихся в собственности муниципального образования г. Сызрани.

Согласно Уставу ОУ Лицеи г. Сызрани обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий развития личности ребенка и несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников ОУ во время образовательного процесса.

В силу п.п.2.2 Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ, между департаментом науки и образования администрации Самарской области и администрации г.о. Сызрань – администрация г.о. Сызрань осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.

Из материалов дела также следует, что в ОУ Лицеи г. Сызрани была проведена проверка соблюдения санитарно - эпидемиологического законодательства, в результате которой были выявлены нарушения, а именно:

- унитазы в туалетах для мальчиков не оборудованы кабинами с дверями в соответствии с требованиями п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Сызрани в выданном руководителю ОУ Лицеи г. Сызрани предписании ставился вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения мероприятий по устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства.

Судом установлено, что на момент рассмотрения дела названные нарушения не устранены.

При таких обстоятельствах суд пришёл к правильному выводу о том,, что администрацией г.о. Сызрань, не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что создает опасные условия воспитания, обучения, ухода, присмотра, оздоровления учащихся и работающего персонала и обоснованно удовлетворил требования прокурора о признании бездействий администрации г.о. Сызрань, по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ОУ Лицеи г. Сызрани незаконными, обязав администрацию г.о. Сызрань провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания школы в соответствие с действующим законодательством.

Доводы кассационной жалобы администрации г.о. Самара о том, что финансирование муниципальных учреждений по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности в ОУ Лицеи г. Сызрани, выполнены в полном объёме, несостоятельны, поскольку проверялись судом первой инстанции но не нашли своего подтверждения.

К тому же, администрация г.о. Сызрань осуществляет функции собственника имущества, в связи с чем, суд обоснованно возложил на неё обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 01 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г.о. Сызрань – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: